На первый взгляд, по сравнению с переписью 2010 года в статусе тюркоязычных народов Поволжья ничего не изменилось: татары, башкиры и чуваши как были вторым, четвертым и пятым соответственно народами России по населению, так и остались. Но есть несколько важных нюансов. Во-первых, третьим по численности народом страны стали чеченцы (их число увеличилось на 17 процентов) против 6-го места в 2010-м году. А во-вторых, разом на 8-е место с третьего рухнули украинцы – их число в России сократилось более чем вдвое. Тут важно напомнить, что перепись проходила в октябре 2021-го, и никак не отразила тектонические сдвиги 2022-го. А что касается чувашей, то и по переписи 2002-го, и по переписи 2010-го года их число не слишком отличалось от башкир. Теперь же разница между четвертым и пятым народами России достигла почти что полумиллиона человек.
В результате сокращения численности чувашей радикальным образом изменилась и национальная структура населения Чувашской Республики. По всем переписям, которые проводились в СССР и России – в 1939-м, 1959-м, 1970-м, 1979-м, 1989-м, 2002-м и 2010 годах – доля титульной нации в республике составляла от 67 до 72%. Теперь же она упала разом до 57 процентов.
Однако есть один немаловажный фактор, который не позволяет оценивать ситуацию для чувашского этноса как катастрофическую. Дело в том, что в Чувашии на фоне других республик ПФО беспрецедентно велика доля людей, вообще отказавшихся указывать свою национальность во время переписи – около 111 тысяч жителей Чувашии не стали отвечать на этот вопрос в переписном листе. Для сравнения – в почти четырехкратно более населенных Татарстане и Башкортостане таких людей оказалось 101 тысяча и 69 тысяч человек соответственно. И если все эти самые 111 тысяч человек приплюсовать к тем респондентам, что записались чувашами в переписи, то получится почти те же 800 тысяч человек и 67% населения, что и в 2010 году.
Выросшее в три раза – с 5 миллионов до 16 миллионов человек – количество респондентов переписи, отказавшихся отвечать на вопрос о своей национальности, вообще один из самых характерных ее показателей, существенно затрудняющий процесс анализа. Еще 1,4 млн человек в ответе на вопрос о национальности указали что-то иное, что Росстат не раскрывает – видимо, сюда ведомство относит «граждан СССР» и прочих «джедаев». Тогда как в 2010 году таких шутников было всего около 60 тысяч. То, что в целом население страны за 12 лет увеличилось на 5 миллионов человек, а численность всех ее основных этносов, кроме чеченцев и аварцев, снизилась – следствие именно выросшего количества людей, отказавшихся указывать свою национальность, и предоставивших излишне творческие для Росстата ответы.
В таких условиях имеет смысл взглянуть на результаты ответов респондентов на вопрос о родном языке. Тем более что именно он имеет значение для оценки национального состава населения Башкортостана, одного из самых горячих вопросов переписи. «Правда ПФО» ранее уже рассказывала о трениях между Татарстаном и Башкортостаном по этому поводу: Казань почти официально подозревает Уфу, что во время переписей 2002-го и 2010-го года жителей северо-запада Башкортостана массово записывали башкирами, хотя в качестве родного языка они указывали татарский. Делалось это якобы с целью увеличить долю титульной нации в Башкортостане – по результатам переписи 1989-го башкиры в своей собственной республике оказались лишь третьим по численности этносом.
Продолжилась «башкиризация» Башкортостана и по результатам переписи 2021 года, но разница с 2010-м оказалась весьма незначительной: рост доли башкир в республике с 29% до 31%, сокращение доли татар с 25% до 24%. Несколько удивительно, что увеличилась численность русских, традиционно менее активных в плане рождаемости.
Но результаты исследования ответов на вопрос о родном языке в отношении татар и башкир не выявил серьезных аномалий – хотя тут необходимо отметить, что цифр в разрезе субъектов по данному пункту Росстат не представил. И тем не менее, сравнение данных красноречивое: башкирский в качестве родного языка указали 1,319 млн россиян (83% записавшихся башкирами), татарский – 4,017 млн (86% татар), чувашский – 800 тысяч человек (75%). Так что гипотеза о том, что в Чувашии по результатам переписи оказалось очень много респондентов, указавших родным языком чувашский, но отказавшихся отвечать на вопрос о своей национальности, получает дополнительное подтверждение.
Среди других интересных наблюдений по результатам изучения результатов переписи в части национального состава населения России имеет смысл отметить следующие. Финно-угорские нации Приволжского федерального округа также продемонстрировали депопуляцию – численность мордвы сократилась по сравнению с 2010 годом на 34%, марийцев стало меньше на 22%, удмуртов – на 30%. А лидерами по относительному росту среди наций численностью более 100 тысяч человек стали крымские татары – их в 2021 году в стране стало в 104 раза больше, чем было в 2010-м. Но тут корни события вполне понятны и несомненно являются причиной того, что все меньшее количество граждан России готовы записываться в переписи украинцами.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото превью vk.com/ МБУК «Дом ремёсел»