Возвращаюсь к этой непостоянной рубрике с фильмом от одного из моих любимых кинотворцов.
Фантастический хоррор "Аннигиляция" снят Алексом Гарлендом по мотивам одноимённого романа Джеффа Вандермеера 2014 года и был выпущен в прокат 23 февраля 2018 года. При официальном бюджете в 40 миллионов долларов фильм собрал в мировом прокате меньше 45, после чего скоренько "переехал" на Нетфликс.
Повествование, как часто бывает у Гарленда-режиссёра, сконцентрируется на женских персонажах – небольшой группе исследователей (в исполнении Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Джины Родригес, Тессы Томпсон и Тувы Новотны), которые отправляются изучать "Мерцание", таинственную зону, образовавшуюся после падения метеорита, а заодно и узнать о судьбе предыдущей пропавшей группы (мужской).
И снова, как часто бывает у Гарленда-режиссёра, в кадре много природных красот невероятной живописности, на этот раз мутировавшей под действием инопланетной формы жизни.
И снова перед зрителем интеллектуальная фантастика, рассказанная в последней трети исключительно киноязыком (посмотревшие фильм меня поймут), что заставляет зрителей задуматься, самим трактовать и искать объяснение происходящего. Эту черту режиссёр разовьёт в последующих своих проектах, таких как хоррор “Род мужской” или фантастический сериал “Разрабы”.
Критики хорошо приняли картину. На Rotten Tomatoes рейтинг одобрения составляет 88%, а на Metacritic средневзвешенный балл равен 79 из 100. Зрительские оценки чуть ниже: рейтинг Кинопоиска 6,6 балла, на IMDb – 6,8 балла.
Сами создатели склонны приписывать провал картины решению студии совместить кинотеатральный и цифровой релиз – на Netflix “Аннигиляция” появилась всего через 17 дней после появления на больших экранах.
И с этим связана история, которая появилась в сети ещё до премьеры, подогрев в своё время мой и без того немалый интерес к фильму.
За несколько месяцев до премьеры (состоялась 13 февраля 2018 года в США) была обнародована новость: из-за плохо принятого тестового показа исполнительный продюсер Дэвид Эллисон, финансист и продюсер Skydance, занимавшейся производством картины, забеспокоился, что фильм окажется "слишком интеллектуальным" и "слишком сложным" для публики. Он потребовал внести в картину изменения, чтобы сделать её привлекательной для широкой аудитории, например, сделать персонажа Натали Портман более симпатичным и изменить концовку.
Продюсер Скотт Рудин встал на сторону режиссёра, который не захотел переделывать фильм. Поскольку у Рудина была привилегия на финальный монтаж, фильм оставили без изменений.
Однако позже было объявлено, что из-за столкновений между продюсерами и смены руководства Paramount, занимавшейся прокатом картины, заключена сделка, позволяющая Netflix распространять фильм на международном уровне через те самые 17 дней.
Не стану рассуждать, о чём в итоге получилась “Аннигиляция” и правда ли она так сложна. Повторюсь лишь, что это интеллектуальная фантастика – порассуждать о смысле автор предлагает зрителю, и я не стану отнимать этой возможности, если Вы ещё не смотрели фильм.
Лично мне картина очень понравилась, поэтому и считаю, что кассовый провал она не заслужила. Кроме интересного сюжета, в котором некоторые критики обнаружили сходство с культовым “Сталкером” братьев Стругацких и его экранизацией 1979 года, фильм представляет зрителю удивительной красоты визуал, поражающий, восхищающий и пугающий. Настоящая магия кино.