Найти тему
Байки про педальки

Немного о порядке педалей (37)

Предыдущая статья

Есть мнение, что порядок педалей - одна из самых противоречивых тем. В том плане, что нет "правильного" порядка - есть несколько общепринятых тезисов, но они не высечены в скрижалях, а просто позволяют получить какую-то повторяемость результатов и сформировать общие ожидания. Например в случаях, когда хотим получить звук как у какого-то гитариста, покупаем такие же педали, подключаем - а звук почему-то другой (С негодованием отметаем вариант "руки из неправильного места", конечно же дело в другом) В этом случае пробуем применить порядок педалей в соответствии с общепринятыми тезисами - скорее всего звук станет более близким к искомому.

Если идти от гитары, то список получается такой:

1) Самой первой педалью принято ставить квакушку или классический фузз (типа fuzz face). Если есть и то и другое, то можно попробовать оба варианта, чаще всё-таки применяется вариант с квакушкой в самом начале, но и фузз первым тоже бывает.

2) Октаверы и вамми. Они достаточно сильно "роботизируют" звук, поэтому если их расположить ближе к началу цепочки, то дальнейшие эффекты немного сгладят синтезаторность и сделают звук более естественным. Кроме того алгоритмам и схемам данных педалей легче анализировать достаточно простой чистый звук, а на сложном перегруженном они могут давать глюки и странное звучание.

3) Дальше идёт блок педалей, которые реагируют на динамику. Типичные примеры: компрессор и автоквак. На следующем этапе перегрузы уже съедят динамику и данным педалям будет нечем кормиться, соответственно эффект от них снизится если их поставить дальше по цепочке.

4) Затем идёт блок перегрузов: овердрайвы, дисторшены и сложные фуззы (типа Big Muff). Если их несколько, но используется одновременно только один эффект, то порядок особо не важен. Если их может включаться одновременно несколько - то это тема для отдельного разбора. Если перегрузы дают слишком бубнящий звук, то ПЕРЕД ними надо подрезать низ - например при помощи эквалайзера или тюбскримера в качестве грелки.

5) Перегрузы сильно меняют частотный спектр звука, обогащают и насыщают его высокими гармониками, потому в этом месте самый подходящий момент чтобы обработать середину и верх. Вставим сюда эквалайзер и настроим на нём желаемый характер звучания.
Например один из лайвхаков на тему того, как добиться чтобы в группе было слышно обоих гитаристов - пусть каждый гитарист поставит сюда многополосный эквалайзер и настроят на нём противоположную "черезполосицу" : первый прибавит на максимум каждый нечетный ползунок (например 100, 400, 1.6к, 6.4к) и уберет на минимум каждый четный (200, 800, 3.2к) ползунок. А второй - ровно наоборот. Звуки гитар перестанут конкурировать друг с другом, что сделает общий микс более разборчивым.

6) Дальше наступает черёд модуляции: хорусы, фленжеры, юнивайб, фэйзеры. На самом деле иногда их ставят и перед перегрузами, особенно хорус перед овером был распространенной темой в 80-х и 90-х, так что если надо сыграть "как тогда" - то можно попробовать и этот вариант. Фэйзер перед перегрузом - тоже распространенная тема, можно поэкспериментировать.

7) Пространственная обработка: дилеи и реверы. Обычно именно в таком порядке. Иногда бывает что дилей ставится перед перегрузом, но тогда это должно быть что-то с неярким звучанием - аналоговый дилей или его эмуляции, например deep blue

8) В самом конце идёт тремоло. Его ритмичная пульсация обычно конкурирует с повторами от дилея и ревера, поэтому более естественный звук выходит если пульсировать повторы, а не повторять пульсации.

Весь этот список справедлив для случая использования чистого звука в усилителе. Если используется перегруз из усилителя, то можно рассматривать усилитель как педаль перегруза, тогда модуляцию/пространство и тремоло лучше подключать в петлю send/return усилителя.

Ну и конечно нет никаких правил, всё вышеперечисленное просто самые распространенные способы применения, а эксперименты и поиск своего звучания никто не отменял.

Следующая статья