Обсуждение перспективы досрочных выборов - регулярная черта избирательного цикла в Турции - в этом году приобрело особое значение, в основном из-за сложных экономических условий.
Предвыборная лихорадка охватила Турецкую Республику, которая вступает в год своего столетия. Заявления президента Реджепа Тайипа Эрдогана в четверг возобновили бешеные споры по поводу возможности проведения президентских и парламентских выборов раньше, чем ожидалось.
В настоящее время ожидается, что 62,4-миллионный электорат страны придет в кабинки для голосования 18 июня, с тем, чтобы принять участие в самых важных выборах в новейшей истории Турции. На карту поставлен вопрос о том, решат ли избиратели продлить авторитарное правление Эрдогана на третье десятилетие или выберут еще не определенного кандидата от оппозиции.
Обсуждение перспективы досрочных выборов - регулярная черта избирательного цикла в Турции - в этом году приобрело особое значение, в основном из-за сложных экономических условий.
Ухудшение состояния экономики привело к тому, что прошлым летом многие предсказывали, что Эрдогану грозит опасность на выборах, так как бешеная инфляция, вызванная в основном его собственным упорством в снижении процентных ставок, привела к кризису стоимости жизни.
Однако в последние месяцы Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) активизировались, и большинство опросов теперь предсказывают более напряженную предвыборную гонку.
Хотя президент ранее исключал возможность досрочных выборов, в четверг он заявил на встрече партийных чиновников, что они находятся «на пороге нового испытания» и добавил: «Мы обновим [дату выборов], приняв во внимание сезонные условия, возможно, немного сдвинув ее».
В последние недели правительство приступило к предвыборным расходам, которые большинство наблюдателей рассматривают как попытку облегчить экономические трудности, с которыми сталкиваются избиратели.
Эти меры включают повышение минимальной заработной платы на 55% до 8 500 лир ($453) в месяц и увеличение субсидий на топливо, электричество и природный газ. В прошлом месяце Эрдоган также изменил правила определения пенсионного возраста, позволив более чем 2 миллионам турок потенциально выйти на пенсию немедленно, а в среду работающим и вышедшим на пенсию государственным служащим повысили зарплату и пенсии на 30%.
Послабления правительства произошли на фоне снижения официального годового уровня инфляции до 64,3% в декабре против 84,4% в ноябре, в основном по техническим причинам, что вряд ли принесет облегчение домохозяйствам. Независимые экономисты, однако, оценивают реальный уровень инфляции в 137,6%. В октябре официальная инфляция достигла 24-летнего максимума в 85,5%.
Скорость, с которой действия правительства, направленные на рост доходов населения, сводятся на нет инфляцией, рассматривается как ключевой стимул для Эрдогана назначить досрочные выборы.
«Члены ПСР (правящая в Турции Партия справедливости и развития) знают, что такие улучшения, как повышение минимальной заработной платы, регулирование досрочного выхода на пенсию ... и теперь повышение пенсий и зарплат государственных служащих, потеряют свой эффект через несколько месяцев перед лицом растущей стоимости жизни», - пишет журналист Мурат Йеткин.
Поскольку стратеги ПСР ищут наиболее выгодную дату для проведения выборов, их предпочтение досрочных выборов также определяется графиком летних отпусков.
Если на президентском голосовании 18 июня не будет явного победителя, то через две недели будет проведен второй тур между двумя сильнейшими кандидатами. Поскольку школы уходят на отдых 16 июня, а религиозный фестиваль Курбан проходит с 28 июня по 1 июля, многие избиратели могут отправиться в свои родные деревни или на отдых на побережье, когда будет проходить голосование.
Между тем, в стране бушуют дебаты по поводу правомочности самого выдвижения кандидатуры Эрдогана. Согласно конституции Турции, президентство ограничивается двумя сроками.
Эрдоган избирался президентом в 2014 и 2018 годах, что, казалось бы, исключает его возможность баллотироваться на третий пятилетний срок. Однако его сторонники утверждают, что впервые он был избран при системе, существовавшей до того, как референдум 2017 года ввел нынешнюю президентскую систему правления, поэтому прежние сроки не считаются.
Серап Язычи, профессор конституционного права и высокопоставленный деятель оппозиционной партии «Гелечек», сказал, что если парламент большинством в три пятых голосов примет решение о назначении досрочных выборов, Эрдоган сможет баллотироваться в третий раз.
ПСР и ее союзники составляют 335 из 600 депутатов парламента, поэтому им не хватает 25 голосов для объявления досрочных выборов. Эрдоган может назначить их сам, но, по словам Язичи, «это решение не даст господину Эрдогану возможности баллотироваться в третий раз».
Когда бы ни состоялись выборы, кажется, что оппозиция будет испытывать нарастающее давление со стороны судов.
Мэру Стамбула Экрему Имамоглу, который рассматривается как потенциальный кандидат, способный противостоять Эрдогану, уже грозит тюремный срок и запрет на политическую деятельность в преддверии лета.
Демократической партии народов (ДПН), которая связана с курдским движением и в настоящее время является третьей по величине партией в парламенте, грозит судебное разбирательство, в результате которого она может быть вообще запрещена. В этом случае сотни ее членов будут лишены права занимать политические должности.
В знак того, что политически мотивированные судебные дела повлияют на выборы, в четверг Конституционный суд постановил заморозить банковские счета ДПН, на которых хранятся государственные средства, предоставленные ей как политической партии, на время рассмотрения дела.
Источник: anfnews.ru