Найти тему
Загадки истории

РЫЦАРИ И БОГАТЫРИ#3.5На страже чести и трона#5.Рыцари восходящего солнца

Оглавление

На страже чести и трона

Рыцари восходящего солнца

Казалось бы, про самураев мы знаем достаточно: воины-поэты, чей дух заключен в мече, а честь ценится превыше всего... Увы, но образ японских воинов, соз­данный популярными книгами и фильмами, изрядно далек от реальности. При внимательном рассмотрении практически все «общеизвестные» факты оказы­ваются под сомнением.

Слово «самурай» произошло от японского глагола «саберу», который переводится как «служить» или «поддерживать». Изначально они и были простыми вооружен­ными слугами при утонченных японских политиках и правителях. Самураи занимались «грязной работой» — пускали в дело оружие там, где оказалась бессильна дипломатия. Власти обеспечивали их всем необходимым для того, чтобы самураи могли не заниматься ни­ чем, кроме совершенствования своего воинского искусства. Посте­пенно в Японии стали оформляться сильные самурайские кланы. Многочисленные правители Японии (а страна долгое время была разделена на множество враждующих феодальных княжеств) посто­янно нуждались в их услугах. Так, в конце VIII века император Камму обратился к самурайским кланам с просьбой помочь победить «северных варваров» — народ айнов. С этого времени и началось вос­хождение самураев к власти.

Минамото-но Ёритомо - при нем начался «золотой век» самураев. Продлился он недолго
Минамото-но Ёритомо - при нем начался «золотой век» самураев. Продлился он недолго

Короткий «золотой век»

Чем сильнее и могущественнее становились самураи, тем боль­ше привилегий они требовали для себя. Это, пожалуй, самый первый миф, который нужно опровергнуть, — самураи были не хранителями Японии, а скорее ее главным дестабилизирующим фактором. В XII веке выделились два самых крупных самурайских клана — Минамото и Тайра, которые на долгие годы ввергли страну в череду междоусоб­ных войн, сопрово-ждавшихся крайней жестокостью с обеих сторон.
Сначала верх взяли Тайра. В 1160 году их предводитель по име­ни Киёмори был назначен императорским советником. Это первый случай в истории Японии, когда представитель воинского сословия получил такой высокий придворный титул. А в 1167 году Киёмори стал уже главным министром. Так реальная власть попала в руки са­мураев, и выпустили они ее нескоро.
Однако торжество Тайра длилось всего пару десятков лет. В 1180 году клан Минамото, возглавляемый Ёритомо, вновь поднялся про­тив своих заклятых врагов. И спустя пять лет нанес им решительное поражение. Именно Минамото-но Ёритомо создал систему власти, которая существовала в Японии вплоть до XIX века. Он получил от императора титул сёгуна (главнокомандующего) и создал собствен­ное правительство под названием «бакуфу». Раньше так называли ставку главнокоман-дующего на войне. Теперь же этот орган фак­тически решал все вопросы управления страной. А императорский двор сохранял скорее декоративные функции.
«Период Камакура» (в этом городе размещалось бакуфу) по праву считается «золотым веком» самураев. Он продлился до 1333 года, и, пожалуй, самураи этого времени наиболее соответствуют идеализи­рованному представлению о японских воинах.
Именно в это время японские самураи впервые столкнулись с армией вторжения. Внук Чингисхана Хубилай дважды пытался за­воевать Японию — в 1274 и 1281 годах. Однако ему это не удалось. Справедливости ради стоит сказать, что оба раза значительную роль сыграло не только боевое мастерство самураев, но и погодные усло­вия. Мощнейшие тайфуны, погубившие большую часть монгольско­го флота, получили название «божественный ветер». По-японски — «камикадзе».

Японские феодалы нуждались в опытных и храбрых воинах. И самураи охотно шли к ним на службу
Японские феодалы нуждались в опытных и храбрых воинах. И самураи охотно шли к ним на службу

Необходимые качества воина

Пока клан сёгуна обладал самой мощной боевой силой, дела в Японии шли достаточно благополучно. Однако чем дальше, тем больше набирали мощь региональные феодалы. В конце концов Ка­макурский сёгунат был низложен, а страна снова оказалась ввергну­та в пучину бесконечных войн между самураями. Наибольшего оже­сточения эта борьба достигла к XV веку. А период с 1478 по 1577 год вошел в историю Японии под названием «Эпоха сражающихся про­винций».
При этом война главным образом кипела в глубинке. А в японской старой столице Киото близкие к бакуфу самураи упивались роскошью и предавались изы­сканным наслаждениям. На­ звать их воинами можно было уже с большой натяжкой. Про­винциальным же самураям во­инского мастерства хватало с избытком, но вот понятия о чести у них практически отсут­ствовали. Война велась на вы­живание. И побеждал в ней от­нюдь не самый благородный, а самый хитрый.
«Честные люди встреча­ются лишь среди простолю­динов, для самурая же ложь и предательство — необходимая часть воин­ского искусства», — эту фразу сказал знамени­тый самурай XVI века Акэти Мицухидэ. И свое циничное выска­зывание он подтвердил делом. Долгое время он был верным спутником объединителя Японии Оды Нобунаги, но в решающий момент предал его, чтобы захватить пост сёгуна. Окруженный войсками предателя, Ода Нобунага был вынужден совершить ритуальное самоубийство - сэппуку. Акэти же спустя пару недель был убит в сражении.
Тем не менее до своей гибели Ода Нобунага успел разгромить самых крупных феодалов и объединить большую часть террито­рии страны под своей властью. Однако помогло ему в этом отнюдь не традиционное самурайское искусство. Ода Нобунага известен в военном деле тем, что ввел массовое применение огнестрельного оружия. В некоторых сражениях до 30% его войска составляли аркебузиры. Особой меткостью вчерашние крестьяне, конечно, не от­личались. Но залповая стрельба индивидуального мастерства и не требовала. Кстати, стоит разоблачить еще один популярный миф - что главным оружием самурая был меч. Фехтованию японские во­ины, разумеется, уделяли немало внимания. Но главным оружием воина всегда считался лук. Именно их богаче всего украшали, ими гордились, ими хвастались. И именно со стрельбы из лука начинал­ся любой бой, а нередко — и поединок.

Ритуальное самоубийство сэппуку было финалом жизни многих самураев
Ритуальное самоубийство сэппуку было финалом жизни многих самураев

Сёгун без титула

К концу XVI века Япония наконец была объединена. К власти пришел один из генералов Оды Нобунаги - Тоётоми Хидэёси. Его биография лучше любых слов иллюстрирует, что представляли собой самураи того времени. Будучи сыном дровосека, он с детства мечтал стать самураем. И последовательно шел к этой цели. Начав свою ка­рьеру как простой асигару (пеший солдат, вооруженный бамбуковой пикой), он довольно быстро выдвинулся за счет своего блестящего тактического мышления. Тоётоми Хидэёси, как правило, описыва­ют как чрезвычайно плохо образованного и тщеславного человека, обладавшего при этом прекрасными организаторскими способно­стями и железной волей. Благодаря этому его ценили все, кому он служил, так как знали, что этому человеку можно поручить любое за­дание и он его выполнит, не считаясь с жертвами и не брезгуя ника­кими средствами.

Одна из битв "Эпохи сражающихся провинций" Японский рисунок XVI века
Одна из битв "Эпохи сражающихся провинций" Японский рисунок XVI века

Хозяев, кстати, Тоётоми Хидэёси менял без колебаний, как толь­ко видел, что служба другому господину более выгодна. Это к вопро­су о «беззаветной верности господину», которую якобы исповедова­ли самураи. В конце концов, он задержался на службе Нобунаге и не прогадал. Здесь он стал генералом. А после смерти господина фак­тически узурпировал власть и завершил объединение Японии. Сёгу­ном официально он так и не стал — даровать такой титул сыну кре­стьянина было бы слишком революционным решением даже для тех неспокойных времен. Но все главные решения в государстве на про­тяжении восьми лет принимал сын дровосека.
Карьеру, подобную Хидэёси, делали многие (конечно, не все доби-рались до таких вершин). А потому, по некоторым оценкам, в кон­це XVI - начале XVII века каждый пятый мужчина в Японии считал себя самураем (иногда не имея на это никаких прав).

Тоётоми Хидэёси добился высокого положения благодаря упорству и безжалостности, а не доблести
Тоётоми Хидэёси добился высокого положения благодаря упорству и безжалостности, а не доблести

Проблемы мирного времени

После смерти Хидэёси его род был довольно быстро истреблен вчерашними союзниками. Сёгуном стал Токугава Иэясу. Именно при сёгунате Токугава самураи стали самым привилегированным сосло­вием в стране. Стремясь остановить размывание понятия «самурай», еще Тоётоми Хидэёси строго запретил крестьянам владеть оружием и устроил так называемую «охоту за мечами». При Токугаве самураи получили новые многочисленные привилегии: они были освобож­дены от уплаты налогов, получали жалованье (кстати, как правило, не деньгами, а рисом), назначались на государственные должности.
Законы сёгуната Токугава позволяли самураю на месте убивать любого простолюдина, который «неприличествующим образом ве­дет себя по отношению к членам военного класса». Меру «непри­личия» самурай, разумеется, определял сам. Это приводило к тому, что простые японцы боялись самураев как огня — пережить встречу с ними удавалось не каждому.
При этом сугубо военная функция самураев чем дальше, тем больше сходила на нет. Внешние враги Японию не беспокоили (тем более что с XVII века страна исповедовала политику полной изоля­ции от остального мира), внутренние междоусобицы прекратились. Отряды самураев главным образом использовались для подавле­ния крестьянских восстаний. Но там особого умения не требовалось (учитывая запрет простолюдинам на владение оружием). А потому в документах того времени встречаются неоднократные жалобы япон­ских феодалов на то, что их самураи почти не умеют обращаться с оружием, не знают военного дела, но при этом не признают ника­кой дисциплины.
Как раз в это время для спасения сословия и стал формировать­ся образ «идеального самурая». Был составлен знаменитый кодекс бусидо, написаны трактаты о том, как правильно фехтовать и ве­сти себя. Именно по этим книгам большинство представляет себе самураев, хотя все это было написано тогда, когда настоящие вои­ны ушли в прошлое. Теперь меч действительно стал душой самурая - во-первых, он демонстриро­вал принадлежность к приви­легированному сословию, а во вторых, в моду вошли дуэли.
Самураи увлеченно руби­лись друг с другом, иногда дей­ствительно показывая чуде­са владения клинком. Однако большинство из этих чудо-фех­товальщиков ни разу не уча­ствовали в реальном сражении, а некоторые даже не убили ни одного человека, оттачивая свое мастерство исключительно на тренировках.

Постепенно нужда в больших отрядах самураев станови­лась все меньше. Так что многим приходилось становиться ронина­ми (самураями без господина) и искать пути пропитания. Некоторые нанимались телохранителями к тем, кто мог заплатить. Кто-то не брезговал ремеслом наемного убийцы. Многие просто становились разбойниками. Ну а кому-то приходилось податься в ремесленники или торговцы. Об их статусе самурая напоминал лишь меч, лежащий на красивой подставке в задней комнате.
Самураи, которые смогли сохранить высокое положение, стано­вились все более оторванными от реальности. Они совершенство­вали боевые искусства, которые не выходили за пределы трениро­вочных залов. Упивались философией дзен-буддизма и тонкостями чайной церемонии. Упражнялись в каллиграфии и живописи. «На­стоящий самурай» окончательно превратился в призрак из далеко­го прошлого.
Это привело к тому, что во время реставрации Мэйдзи (реформы 1868-1889 годов) сословие было упразднено. Самураям запретили носить мечи (кроме официальных церемоний), перестали выплачи­вать жалованье и подчинили общим законам. Теперь самураи стали обычными помещиками или землевладельцами.

Самураи XIX века. Они были уже мало похожи на своих воинственных предков
Самураи XIX века. Они были уже мало похожи на своих воинственных предков

ПОДПИШИСЬ, ПОСТАВЬ ЛАЙК И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ!