Найти тему
Ля Фам шуршит

Возгорание на уроке: "я просто крутил колёсико"

Как обезопасить учеников и себя от ЧП на уроке, если что-то потенциально опасное они принесут в карманах, а у меня права шарить в карманах детей нет?

Изображени взято на сайте беспланых фотографий Shutterstock.com
Изображени взято на сайте беспланых фотографий Shutterstock.com

Я уже пыталась опубликовать эту реальную школьную историю, произошедшую со мной лет этак 15 назад. Но при прежнем руководстве Дзена готовая статья при моей попытке её опубликовать была отнесена к шок-контенту и заблокирована. Не буду утомлять вас подробностями, чем мне это потом аукнулось. Мне пришлось ту публикацию удалить, так что я рассказываю эту шок-контентную историю заново в надежде, что она теперь дойдёт до моих читателей.

Начну с самого начала. После выхода из первого декрета, который был более 20 лет назад, я никак не могла трудоустроиться по специальности, указанной в дипломе. В школе, откуда я уходила в декрет, директор предлагала мне при выходе на работу неполную нагрузку, а нашей молодой семье позарез нужны были деньги. У меня был месяц в запасе, и я начала подыскивать себе работу в других школах. Почему-то из раза в раз очередной директор, взглянув в мой диплом и вздохнув, говорил примерно одно и то же:

- Филолог... Как назло таких вакансий сейчас нет. А историю у нас пока повести не хотите? Я смотрю: Вы 5 лет её изучали, и у Вас пятёрка за эту дисциплину.

Примерно на третьем таком предложении я решила: была не была, поведу годик историю, а там поищу вакансию филолога.

Так я стала учителем истории на добрые 6 лет. Часы по русскому языку и литературе мне потом дали в классе, где я была классным руководителем, но основная моя нагрузка была по истории. По-своему я полюбила этот предмет, готовилась к урокам очень тщательно, так что школьникам даже в голову не приходило, что история мне "неродная".

Был у меня один - как говорят - сильный класс. Этих ребят учила не первый год и уже довела до выпускного 9 класса. Тему, которую я рассказывала в тот день ребятам, сейчас уже не вспомню.

Помню, что стояла у доски и объясняла материал. Это было в те славные времена, когда традиционное преподавание, где учитель сам объясняет новую тему, стоя у доски, ещё не было объявлено неактуальным и контрпродуктивным.

Всё как обычно: в классе идеальная тишина, я объясняю новую тему, дети старательно конспектируют её в тетрадки.

Вдруг прямо из-под парты второго ряда, практически в центре класса, вырывается сноп пламени! Слышится панический вскрик, коллективный "ох". Я остолбенела!

Умид, девятиклассник, из-под парты которого вырвалось пламя , откинулся назад и быстро, сильно бьёт себя руками по бёдрам. Я не знаю, о чём я подумала, когда рванула к Умиду. Думаю, что я бежала его тушить, если можно так сказать. Но хотя я летела к нему не больше двух-трёх секунд, пламени уже не было. Я стала хаотично шарить по его ногам, проверять руки, нет ли на них ожогов, с трудом формулируя вопросы:

- Как это? Что это? Откуда огонь? Тебе больно?

Умид покорно поворачивал руки то ладонями, то тыльной стороной вверх, не препятствуя моему осмотру, глаза его были словно блюдца, помотал головой на мой вопорос, больно ли ему, и наконец жалобным голосом мне ответил:

- Не знаю. Я просто крутил колёсико...

- Какое колёсико, Умид?

- На зажигалке.

- Где зажигалка? Дай мне её сюда!

Умид вытащил из кармана джинсов обычную на вид зажигалку из пластика и покорно отдал мне её. Самообладание и способность рассуждать вернулись ко мне. Я попросила ребят почитать в моё отсутствие параграф и предупредила, что мы с Умидом идём в школьный медпункт. Вряд ли девятиклассники стали покорно в моё отсутствие изучать тему, наверняка они сразу же стали обсуждать ЧП, произошедшее на уроке, но случай был настолько вопиющим, что я решила пожертвовать в этот раз их знаниями.

По пути в медпункт я вновь подступилась к Умиду.

- Объясни мне ещё раз, что произошло.

- Ничего. У меня в кармане лежала зажигалка. Я засунул руку в карман и тихонько крутил колёсико. Потом вдруг загорелся.

- Господи! Но почему ты на урок пришёл с зажигалкой?

- Просто. Она у меня с утра лежит в кармане.

- Ты что, куришь, Умид?

Умид, естественно, пошёл в отказ. Но тут мы дошли до медпункта, и наше внимание переключилось на Юлию Юрьевну. Я быстро объяснила, что произошло на уроке, нашему медработнику. Она увела моего горе-феникса в соседний кабинетик, где детям обычно делали прививки, и потребовала от Умида предъявить к осмотру ноги. Уж не знаю, смущался ли он Юлии Юрьевны или нет, но джинсы спустил и показал ей ноги. К счастью для нас, абсолютно здоровые.

Только услышав от Юлии Юрьевны, что ноги и руки Умида в порядке, я окончательно выдохнула. А то всяко бывает: может, ребёнок не ощущал боль из-за шока.

Юлия Юрьевна уверила нас, что никакой опасности нет и отстранять Умида от уроков необходимости тоже нет. Под моим конвоем он вернулся в класс, где я сообщила одноклассникам погорельца, что с ним всё в порядке. А потом, помнится, я разразилась длинной тирадой. До звонка с урока.

- Я надеюсь, ребята, вы понимаете, что я не стану замалчивать произошедшее? Я напишу докладную вашему классному руководителю, сообщу о происшествии директору и завучу по воспитательной работе. Я сегодня чуть не стала фигурантом судебного разбирательства. Как вы думаете, что произошло?

- Да просто из зажигалки вытек газ. Умид чиркал колесиком - газ и воспламенился. Но он сбил пламя руками.

- Умид, ты хоть понимаешь, как нам сегодня повезло? Повезло, что ты пришёл в джинсах. Если бы на тебе были другие брюки... страшно даже представить, чем бы всё это закончилось. Брюки могли загореться. Пока я справилась бы с огнетушителем или сорвала с окна занавески, чтобы сбить с тебя пламя, могло бы быть уже поздно.

Ну, хорошо, допустим, решили бы потом, что в произошедшем виновата я, ну, уволили бы меня с позором из школы, чтобы хоть кого-то наказать... ведь ситуация возникла на моём уроке. Здоровье-то это уже не вернёт. Пожалуйста, думайте, что и зачем вы делаете!

Класс возразил, что моей вины в произошедшем нет.

- Но вы же не знали, что в кармане у Умида зажигалка. Что Вы могли сделать?

- Что? Не знаю даже. Знаю, что буду теперь делать. Умид, без обид. Теперь ты не сядешь за парту на моём уроке, пока не вывернешь все свои карманы. Каждый раз! И всё, что там будет лежать, я заберу. Я не имею права шарить в твоих карманах, но ты имеешь право шарить в своих карманах. Ради моего спокойствия и твоего здоровья будем тебя теперь обыскивать перед уроками.

Умид покаянно молчал и кивал, соглашаясь со всем, что я предлагала. И в самом деле он сам без моих напоминаний в течение нескольких недель выворачивал карманы, заходя в класс на мои уроки, пока я однажды Умиду не сказала, что верю в возвращение его здравомыслия и больше его карманы проверять не буду.

Больше на моих уроках никто не горел, но вопрос для меня остался открытым. Как обезопасить учеников и себя от подобных ЧП, если что-то потенциально опасное они принесут в карманах, а у меня права шарить в карманах детей нет?

И вообще, содержимое карманов учащихся на уроке - чья зона ответственности?

Если у Вас есть какие-то соображения по этому вопросу, буду очень рада вас услышать.

Почему учитель и даже медработник из школьного медпункта не имеют права дать заболевшему школьнику таблетку, читайте здесь.⬇