Найти тему
The Geek Wolf

CES 2023 // Это самолет? Это автомобиль? Нет, это ASKA A5 eVTOL

Так иногда бывает. Случается весьма неожиданно. Помните это ощущение, когда до экзамена еще пару месяцев, а потом что-то происходит — и сдавать нужно идти буквально завтра. Точно такая же история произошла с летающими машинами. Говорили, что о них думают, с ними экспериментируют, создают юридические нормы под новый транспорт… а потом наступает CES 2023 и оказывается, что ASKA A5 eVTOL готова летать прямо сейчас. Да, именно так, не совершать пробные полеты, а летать на постоянной, рутинной основе, благодаря уже полученным FAA и EASA сертификатам. Иными словами, ASKA eVTOL имеет абсолютно легальный статус и может как кататься по дорогам общего использования, так и летать над крышами домов.

yankodesign.com
yankodesign.com

Чтобы не возникло путаницы, сразу же определимся с терминами. eVTOL расшифровывается как «electric vertical take off and landing» или «электрический аппарат с вертикальным взлетом и посадкой».

Вот что говорит про свою универсальную машину Гай Каплински (Guy Kaplinsky), соучредитель и генеральный директор компании ASKA:

«Мне кажется, что сегодня, на CES 2023, мы делаем историю. Потому что разговоров было много, однако вот наш ответ — полностью функциональный прототип серии Drive & Fly eVTOL, который может начать перевозить людей уже завтра. Наша «птичка» буквально на глазах меняет облик городского движения.»

yankodesign.com
yankodesign.com

Давайте посмотрим, есть ли у Каплински повод произносить столь высокие речи. Итак, ASKA A5 рассчитана на водителя и трех пассажиров. Максимальная скорость передвижения по трассе — 70 миль в час или 112 км/ч. Трансформация из авто в небольшой самолет занимает от 10 минут. И вот ASKA A5 уже представляет собой летающее средство передвижения, которое может доставить четырех человек из пункта A в пункт B с максимальной скоростью 241 км/ч (150mph) при условии, что расстояние между пунктами не будет превышать 400 км (250 миль) Но есть и несколько нюансов, разрушающих эту идиллию.

yankodesign.com
yankodesign.com

Во-первых, у вас должна быть лицензия пилота, чтобы поднимать эту «историю» в воздух. А во-вторых, взлететь в синее, свободное от пробок небо прямо с забитого автомобилями шоссе не получится по юридическим причинам. Порядок взлета для eVTOL уже определён, и, если кратко, то нужна как минимум специально оборудованная площадка. Иными словами, такая вот машина-самолет скорее всего будет пользоваться большим спросом в странах с развитой сетью аэропортов для малой авиации. Только представьте: вы полетели на ASKA A5 в соседний город, сели в небольшом аэропорту, трансформировали свой самолет в машину и отправились в гости к друзьям по обычному городскому шоссе. А ведь есть еще и варианты зданий, оборудованных вертолетными площадками. Тогда и трансформировать ничего не придется. И получается, что вы довольно прилично экономите на отдельном владении двумя транспортными средствами — самолетом и авто, — замещая их одним гибридным транспортом. После таких размышлений (кто-то скажет фантазий, но ведь прототип уже летает вовсю) сумма в $789,000, которую попросят за ASKA A5, уже не кажется такой большой.

Продажи ASKA A5 eVTOL должны начаться в 2026 году.