Валентина Сперантова получила свою известность исполнением ролей бабушек. Наиболее примечательная ипостась — тётя Глаша из художественного фильма «Большая перемена». В индустрии кино она показала себя уже в пожилом возрасте, до этого её деятельность не выходила за пределы театрального искусства.
Сперантова успешно примеряла на себя роли мальчиков и стала пионером нового театрального направления в Советском Союзе. При этом ей не доводилось играть в главных ролях. До 45 лет созерцатели видели её в обличье травести, а после 50-ти уже в образе пожилых дам.
Госпожа Удача не особо была благосклонна к Валентине. В 10 лет она потеряла отца, при этом в семье было 8 детей, что вызывало колоссальную нагрузку на мать.
В школе Валентина открыла для себя новое увлечение — актёрское мастерство. В доме Валентины было принято при приглашении гостей ставить самодеятельные постановки. Она способствовала старшим выбирать образы, бутафорию, тексты, многие диалоги персонажей она моментально откладывала в своей памяти, а впоследствии озвучивала.
После взросления Вали она сама стала активно участвовать в актёрских играх. Особенно ей импонировали мальчишеские ипостаси.
Созерцатели думали, что перед ними действительно юный мальчик — Сперантова могла хорошо вживаться в роль, вкладывать в неё усилия и ощущать образ. Но это шло вразрез с чаяниями Валентины — она хотела участвовать в драматических ролях, но драма — дело серьёзное, и всерьёз как раз Валю не воспринимали, в глазах зрителей она оставалась шаловливым мальчишкой.
Послереволюционная активность школьной постановки оказалась за пределами гимназии. У юных актёров появилось желание оказаться замеченными известными мастерами и побывать в столице. Это коснулось Валентины. Один столичный артист пригласил девушку попробовать проявить свои навыки там. С его стороны прозвучало обещание оказать содействие в адаптации к реалиям Москвы и трудоустройстве. Валентина согласилась, перебралась в столицу, но чаяния оказались всуе. Никому до неё не было дела.
Опустив руки, Валентина уже намеревалась возвращаться домой, но и этому не суждено было сбыться. Она подхватила тиф и была госпитализирована.
По окончании лечения, чтобы драгоценные дни не тратились впустую, она обратилась в художественное училище для прохождения обучения. Не прошло и года, как она забрала оттуда свои документы. Невзирая на тяжёлые неудачи в жизни, Сперантова добилась своих целей и была принята на учёбу в ГИТИС.
По окончании защиты диплома главное лицо повествования оказалось на службе в Педагогическом театре. Валентина Александровна, как и в прошлые разы, представала перед очами зрителей в образах детей (в основном мальчиков).
В один момент пьесу со Сперантовой посетил ирландский драматург Бернард Шоу, чьё имя знали и знают по сей день многие люди, так или иначе связанные с искусством. Его приятно поразило мастерство актрисы, и он даже не сразу сообразил, что видит не мальчика, а взрослую женщину. Но когда это выявилось, несравненный драматург встал перед ней на колени и поцеловал ей руку.
С началом войны театр отошёл на второй план. Валентина решила вступить во фронтовые бригады и до конца войны играла во фронтовом театре.
До 45 лет Сперантова принимала на себя роли мальчишек в детских спектаклях. В момент следующей постановки ребёнок обратил внимание на «старенького Чиполлино», которого изображала Валентина. В связи с этим стало понятно, что нужно брать новую роль в силу возраста. И пришлось ей начать являть собой образы бабушек.
Следует отдельно подчеркнуть, что она отлично адаптировалась к новому амплуа. Это была действительно уникальная артистка — она могла перевоплощаться в любой образ. Её гибкость, невербальное самовыражение прекрасно подходили под нужную ипостась.
В целом, кинематографических ролей у Валентины очень немного, но это объясняется большим количеством прожитых лет, в которых она начинала в этой сфере (50 лет). Имеется в виду фильм «Алёша Птицын вырабатывает характер».
Позднее Анатолий Эфрос предложил артистке показать свои таланты в фильме «В поисках радости». Она отыграла роль матери главного персонажа — Клавдию Савину. Это и стало определяющим фактором — Валентина стала знаменитой. Поистине это оказалась победа.
От известных режиссёров стали появляться приглашения в разные фильмы: «Служили два товарища», «Два билета на дневной сеанс». Артистка стремилась реализовать свой потенциал везде, где только могла. Зенит её успехов в кинематографе был на момент 70-х годов.
Работала она в кино почти всю жизнь, но премьеру «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» в постановке, которой она участвовала и отыграла ипостась «Морозихи», залихватски разъезжающей на мотоцикле по селу, не застала. По окончании реализации проекта Валентина ушла из жизни.
Была она замужем дважды. Муж по первому браку был строитель, вместе они были 10 лет. Мужа пригласили на вахту в Казахстан, а жена не была готова покинуть столицу. У них был одно чадо.
Окончание 60-х годов, Сперантова узнала, почём фунт лиха – не стало её второго мужа, который долгие годы сопровождал Валентину по дорогам жизни. Они жили в мире и ладу примерно 30 лет, пока Никонов не умер, ещё относительно не старым (не дотянул до 55 лет).
Заполненный график и потрясение, связанное с уходом из жизни супруга, подорвали здоровье артистки. К сожалению, в 1978 году, Сперантовой Валентины не стало.