Примерно в 560 милях или 900 километрах от побережья Эквадора расположена цепь островов, не похожих ни на какие другие в мире.
Эти острова сыграли важную роль в нашем понимании биологии и геологии, и сегодня они остаются местом интенсивных научных исследований.
Помимо ученых, сюда съезжаются туристы и фотографы со всего мира.
Узнайте больше о Галапагосских островах и о том, что делает их такими особенными.
Галапагосские острова возникли не менее 20 миллионов лет назад. Они образовались благодаря так называемой "горячей точке" в мантии Земли.
В мире есть и другие подобные цепочки островов, которые вам, вероятно, известны, включая Гавайские и Канарские острова.
Горячая точка - это шлейф, поднимающийся из мантии Земли, проходящий через земную кору и выходящий на поверхность в виде вулкана.
В результате движения тектонических плит со временем из этого шлейфа образуются острова.
Для объяснения их формирования часто используется образ конвейерной ленты. Представьте себе конвейерную ленту, движущуюся над неподвижным наконечником, который периодически поднимается и продавливает ее. По мере движения ленты на ней образуется ряд выпуклостей. Эти вздутия и будут островами, созданными горячей точкой.
В настоящее время в Галапагосской цепи насчитывается 18 крупных островов, большинство из которых расположены к югу от экватора. Самый большой остров, Исла-Изабелла, фактически лежит на экваторе, а к северу от экватора находятся еще два крупных острова.
Если вы читали мою предыдущую статью о другой теории Дарвина, то вспомните, что во время своего путешествия на Галапагосы он разработал теорию развития коралловых рифов.
По сути, когда остров образуется в результате извержения вулкана, вокруг него возникает окаймляющий риф. В течение длительного периода времени остров погружается под воду, а риф превращается в атолл, который представляет собой коралловое кольцо без острова.
Вулканы на Галапагосах все еще активны, извержения происходили даже в 2022 году.
Главное, что следует отметить о климате Галапагосов, это то, что острова довольно засушливы. Учитывая их расположение на экваторе, здесь есть только два сезона. Теплый сухой сезон длится с декабря по июнь, а сезон Гаруа, который немного прохладнее и влажнее, длится с июля по ноябрь.
Сезон Гаруа обусловлен течением Гумбольта, приносящим холодную воду из Антарктиды. Этот сезон известен туманами и моросью.
Поскольку острова находятся на экваторе, эти сезоны не так резко отличаются друг от друга, как в других климатических зонах.
Вопрос открытия и заселения островов человеком вызвало множество споров.
Известно, что европейцы открыли острова в 1535 году. Они попали на них случайно, когда епископ Панамы Томас де Берланга отправился в Перу, чтобы разрешить спор с конкистадором Франсиско Писарро.
Они обнаружили, что на острова необитаемы.
Это стало предметом споров на долгие годы. Были ли на Галапагосах люди доколумбовой эпохи?
Если да, то это была одна из двух групп: инки, пришедшие с востока, или полинезийцы, пришедшие с запада.
У инков не было культуры мореплавания. Нет никаких данных, указывающих на то, что они занимались кораблестроением, не говоря уже об умении плавать в открытом океане.
Споры идут из-за рассказа испанского историка (1572) о том, как второй лидер империи инков, Тупак Инка Юпанки, посетил Галапагосы.
Проблема заключалась в том, что не было никаких доказательств, подтверждающих эту историю, и никогда не было найдено следов существования поселений на острове.
Полинезийцы определенно имели развитую культуру мореплавания и были величайшими мореплавателями в открытом океане в древнем мире. Однако ни один из островов в восточной части Тихого океана никогда не был заселен полинезийцами, и нет никаких доказательств того, что они когда-либо приплывали на Галапагосы.
В 1952 году норвежцы Тур Хейердал и Арне Скьёльсвольд провели археологические раскопки на острове и нашли флейту инков и черепки керамики. Однако они не нашли никаких человеческих останков или следов какого-либо строительства.
Хейердал использовал эти доказательства для продвижения своей теории о том, что Тихий океан был заселен через Южную Америку. Эта теория была позже опровергнута результатами анализов ДНК.
Позднее исследователи вернулись к тому же месту раскопок, провели повторные исследования, проанализировали то, что было найдено Хейердалом с использованием современных методов датировки. Они обнаружили, что эти предметы были найдены в эпоху ранних испанских завоеваний.
Если доколумбовы люди действительно прибыли на Галапагосы, то, скорее всего, их просто выбросило на берег. Это не было следами постоянного поселения.
Что касается европейцев, то и они изначально не проявляли интереса к островам.
Впервые острова появились на картах в 1570 году под названием "Insulae de Los Galopegos", что означает просто "острова черепах".
В течение последующих 200 лет островами практически не интересовались. Там не было очевидно доступных ресурсов и было мало пресной воды.
Большую часть этого периода острова служили укрытием для британских пиратов, нападавших на испанские корабли.
Лишь в 1793 году британский морской офицер Джеймс Колнетт предложил использовать острова в качестве базы китобоев в Тихом океане. Это положило начало использованию Галапагосских островов китобоями.
Пожалуй, самым главным их занятием, повлиявшим на остров, была охота на гигантских черепах. Они отлавливали черепах ради мяса, и часто брали их на борт своих кораблей. Черепахи могли долгое время выживать без воды, поэтому их можно было добывать задолго до начала плавания и использовать, как "живые" консервы. Это резко сократило численность некоторых видов рептилий и даже могло привести к их полному вымиранию.
1832 год стал важным годом для Галапагосских островов. Они были официально аннексированы независимым государством Эквадор. В рамках аннексии Эквадор назначил губернатора и выделил небольшое число своих граждан в качестве первых поселенцев на острове. Они переняли австралийский опыт и отправили туда каторжников.
15 сентября 1835 года на остров прибыло британское судно "Бигль". Бриг совершал кругосветное путешествие и пробыл на Галапагосах до 20 октября. Конечно, это плавание стало знаменитым благодаря 22-летнему натуралисту Чарльзу Дарвину.
Дарвин задокументировал и популяризировал многие эндемичные виды, обитающие на островах, включая гигантских черепах, сухопутных и морских игуан. Однако именно наблюдения за местными вьюрками на каждом острове подтолкнули его к идеям, которые впоследствии нашли свое отражение в книге "Происхождение видов".
На протяжении XIX века Эквадор пытался завезти на острова поселенцев, но затея так и не увенчалась успехом. Экономическая деятельность, которой пытались заниматься, заключалась в рыболовстве, сборе морской соли и выращивании сахарного тростника. Ни одно из этих занятий не дало хороших результатов.
Зато люди привезли с собой одомашненных животных, которые впервые попали на острова. Эти инвазивные виды (от латинского invasio — "нашествие") вторглись в местную экосистему и нанесли ей невероятный ущерб.
В начале ХХ века Эквадор предпринял несколько попыток продать Галапагосы, чтобы хотя бы выручить за них деньги. Интерес проявили многие страны, но самыми главными претендентами были Чили и Соединенные Штаты. Американцы очень интересовались островами в качестве места для военной базы, защищающей Панамский канал.
Чилийцы, обеспокоенные тем, что американская база находится слишком близко к их территории, оказали сильное давление на Эквадор, чтобы сорвать сделку.
В 1920-х и 30-х годах на острова прибыла небольшая группа европейских и американских поселенцев, привлеченных щедрыми льготами, предложенными эквадорским правительством.
Им была предоставлена бесплатная земля, налоговые льготы и право на охоту. Эта миграция привела к формированию постоянного населения, но его численность все еще была невелика.
Во время Второй мировой войны Эквадор разрешил Соединенным Штатам построить авиабазу на острове Балтра, которая позже стала основой для аэропорта Сеймур - одного из двух аэропортов на Галапагосах.
После неоднократных неудачных попыток сделать Галапагосы экономически жизнеспособными, решение наконец было найдено. В 1959 году Эквадор основал Национальный парк Галапагос, занимающий 97,5% их территории.
С созданием национального парка программы экономического развития уступили место политике сохранения природы.
Одной из самых сложных задач было избавление от неместных биологических видов.
Считается, что на островах тогда насчитывалось более 700 видов привозных растений и только 500 местных.
Одной из главных проблем островов были сильно расплодившиеся козы. Они могут буквально опустошить окружающую среду, поедая все подряд. Один из методов избавления от коз назывался "Коза Иуды".
Козы, если их предоставить самим себе, будут сбиваться в стада. Сначала отлавливали козу, устанавливали на нее радиомаяк, красили ее спину в яркий цвет и выпускали на волю. Затем они находила стадо коз и приводила к ним команду ликвидаторов. Они расстреливали коз с вертолета, стараясь не попасть в "козу Иуды".
Затем все повторялось до тех пор, пока все козы не исчезали.
Однако там было много и других животных. Это собаки, кошки, свиньи, насекомые и много других существ, которые прижились на островах. Даже сейчас продолжаются работы по удалению оставшихся инвазивных видов.
Уже на следующий год после создания национального парка начался официальный туризм на Галапагосы. Однако он относительно невелик. В 2019 году, за год до пандемии, острова посетили в общей сложности 271 238 человек.
Рост туризма за последние годы способствовал увеличению постоянного населения островов. В настоящее время на Галапагосах проживает около 25 000 человек. Большинство из них прямо или косвенно вовлечены в индустрию туризма.
В 1978 году Галапагосские острова были объявлены первым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО на Земле.
Действительно, другого такого места в мире нет. Это не похоже на сафари в Африке. Животные не такие большие, но и не такие опасные, и они не боятся людей, поэтому могут запросто подойти к вам.
Вы наверняка увидите сухопутных и морских игуан, гигантских черепах, акул, галапагосских пингвинов, галапагосских ястребов, морских львов, вьюрков Дарвина, голубоногих и красноногих олуш, больших птиц-фрегатов и многое другое.
Попасть на Галапагосы непросто, но возможно. Если у вас когда-нибудь появится шанс побывать там, вы никогда этого не забудете.