Режим прекращения огня, объявленный Владимиром Путиным на 36 часов на период Рождества, перестал действовать в воскресенье, 8 января. Впрочем, президент Украины Владимир Зеленский изначально отверг инициативу Москвы. Минобороны РФ после этого сообщало, что продолжало соблюдать режим прекращения огня, несмотря на обстрелы со стороны украинских вооруженных сил. Киев в свою очередь обвинял Москву в продолжении обстрелов. На этом фоне Запад объявил о новых поставках вооружений Украине. С чем противостоящие стороны вступили в новый год?
В ознаменование истечения действия одностороннего «рождественского» прекращения огня Минобороны РФ объявило о нанесении удара по общежитиям в Краматорске, где базировались силы ВСУ. Согласно заявлению официального представителя ведомства Игоря Конашенкова, в одном общежитии находились более 700 украинских военнослужащих, в другом более 600. Он специально подчеркнул, что данный удар стал «операцией возмездия» после атаки ВСУ на пункт базирования российских военных в Макеевке. По состоянию на 1 января российское Минобороны признало гибель 89 российских военнослужащих из примерно 600, которые, как предполагали разные российские «военкоровские» источники, могли в тот момент находиться в здании местного общежития ПТУ. Теперь же по результатам ударов по Краматорску Конашенков заявил об уничтожении как раз «более 600 украинских военнослужащих».
Между тем сразу несколько западных стран в начале наступившего года выступили с заявлениями о готовности передать Украине новые ударные вооружения. И в этом плане полностью оправдывается ранее сделанный Business FM прогноз, согласно которому поставки новых видов вооружений идут по нарастающей: те виды вооружений, в предоставлении которых первоначально было отказано, по прошествии какого-то времени все-таки включаются в новые пакеты помощи.
Так было, например, с некоторыми ракетно-артиллерийскими системами, системами ПВО и целым рядом других. И в конце минувшего года США согласились предоставить Украине — пока всего одну — батарею своей самой продвинутой системы ПВО Patriot. Теперь выделить еще одну батарею обещает уже и Берлин. Наконец, сразу несколько стран заявили о готовности поставить танки и БМП.
В данном случае речь будет идти не просто об ударных вооружениях, а о вооружениях наступательных, в предоставлении которых ранее Киеву Запад отказывал. Некоторые оговорки и ограничения сохраняются и теперь, вопрос в том, сколь долго они продержатся.
Президент США Джо Байден объявил на днях о выделении 50 бронемашин Bradley в составе очередного пакета помощи на сумму около 3 млрд долларов. Эта машина представляет собой унифицированную гусеничную платформу, предназначенную для перевозки и поддержки пехоты, разведки и иных целей. Bradley развивает скорость до 55 километров в час, имеет неплохую броню, оборудована мощной пушкой. Экипаж в зависимости от компоновки — от трех до девяти человек.
Bradley создавалась как средство борьбы с легкой бронетехникой. Она уступает в огневой мощи танкам Abrams, однако ее вооружения специально создавались для борьбы против советских БМП-1 и танков Т-72. Машины Bradley были активно задействованы в войне в Ираке, где как раз и использовались против советской бронетехники, стоявшей на вооружении армии Саддама Хусейна. Запасы этих машин в резерве США исчисляются тысячами, так что 50 штук — это капля в море.
В то же время администрация Байдена пока отказывается предоставить Киеву танки Abrams, ссылаясь на то, что они сложны в обслуживании и управлении. Впрочем, ранее то же самое говорилось и о системах Patriot.
Одновременно с Вашингтоном и Париж заявил о готовности предоставить Украине легкие колесные танки AMX-10RC и бронетранспортеры Bastion. Это станет первым случаем поставок Украине именно современных танков западного производства. AMX-10RC — это легкий танк с экипажем из четырех человек, принятый на вооружение в 1980 году. Он предназначен для разведки и огневой поддержки пехоты при ведении наступательных операций. При этом классифицируется и как противотанковое средство. Французский танк, как и американская машина Bradley, прошел боевые испытания в войне в Персидском заливе. Макрон не сказал, сколько штук получит Киев, однако всего было выпущено 457 машин этого типа, из которых около 250 стоят на вооружении французской армии. Часть была продана другим государствам. То есть много Киеву не достанется.
Что касается обещанных Украине французских БТР Bastion, то они изначально создавались для спецназа, действующего в Африке, а также для сил быстрого реагирования на случай конфликта с СССР. И вот они дождались своего часа.
Германия в свою очередь, как и США, пока отказывается поставлять свои лучшие танки Leopard-2, хотя Украина выпрашивает их с весны. Возможно, этим просьбам вскоре и пойдут навстречу, но не сразу. Тем более что таких танков у Германии у самой мало. Хотя с 1980-х годов их было произведено более 3500 штук, после объединения Германии подавляющее большинство были проданы другим странам. На вооружении Бундесвера по состоянию на прошлый год оставалось немногим более 200 машин. Пока Киеву предоставят (ссылка ведет на Euronews, он заблокирован в РФ) БМП Marder, которых как раз на складах Бундесвера достаточно.
Новые партии наступательных западных вооружений не смогут удовлетворить все запросы Киева. В частности, недавно главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный говорил, что «может победить врага», но для этого ему нужно «300 танков, 600-700 БМП и 500 гаубиц». Таких объемов Киеву пока даже близко не предоставляют.
Однако частично запрос может быть удовлетворен на новой встрече в формате «Рамштайн», которая состоится 20 января. Участие в ней примут руководители оборонных ведомств 50 стран. Возможно, по результатам этой встречи Киеву все же отдадут даже несколько экземпляров танков Leopard-2. Давно немецких танков в степях Украины не было.