Найти в Дзене

Фрэнсис Дрейк: йо-хо-хо и вокруг света

История пиратства штука увлекательная. Столь необычное сочетание подлости, чести, коварства, верности, предательства, грабежа и благочестивости, пожалуй, нигде больше не встретить. В частности, наш нынешний герой сэр Фрэнсис Дрейк был не только пиратом, но и вице-адмиралом, первооткрывателем и просто выдающейся личностью. Родился будущий гроза морей около 1540 года на юго-западе Англии в Девоншире. Его семья — потомственная фермерская семья, а потому судьба мальчика, казалось бы, была предрешена. В семье было 12 детей, а потому проблема бедности оказалась им знакома с самого раннего детства. С малых лет его приучали к протестантизму, воспитывали в традициях кальвинизма, а потому семья протестантов была вынуждена спасаться бегством при Марии Католичке. После недолгих скитаний отец, Эдмунд Дрейк, стал корабельным священником. Юность Дрейка прошла на корабле. Став юношей, Фрэнсис "спелся" с родным дядей (который был старше всего на 8 лет) и они решили бороздить моря вместе. По сути они н

История пиратства штука увлекательная. Столь необычное сочетание подлости, чести, коварства, верности, предательства, грабежа и благочестивости, пожалуй, нигде больше не встретить. В частности, наш нынешний герой сэр Фрэнсис Дрейк был не только пиратом, но и вице-адмиралом, первооткрывателем и просто выдающейся личностью.

Родился будущий гроза морей около 1540 года на юго-западе Англии в Девоншире. Его семья — потомственная фермерская семья, а потому судьба мальчика, казалось бы, была предрешена. В семье было 12 детей, а потому проблема бедности оказалась им знакома с самого раннего детства.

С малых лет его приучали к протестантизму, воспитывали в традициях кальвинизма, а потому семья протестантов была вынуждена спасаться бегством при Марии Католичке. После недолгих скитаний отец, Эдмунд Дрейк, стал корабельным священником. Юность Дрейка прошла на корабле.

-2

Став юношей, Фрэнсис "спелся" с родным дядей (который был старше всего на 8 лет) и они решили бороздить моря вместе. По сути они начали заниматься работорговлей, обменивая чернокожих пленников на жемчуг, серебро и, конечно, золото. Однако это быстро Фрэнсису и тот, предварительно бросив своего дядю в море после разгрома их эскадры, подался в разбой.

Он беспощадно грабил испанскую Панаму, уничтожил два города, вывез в Англию целое состояние. На родине, разумеется, поделился со своей командой... и королевой. Елизавета I удивилась такому "улову", а потому захотела посмотреть на пирата лично. На приёме тот поделился с королевой планами и дальше грабить испанцев, попутно разыскивая новые земли. И так хорошо поделился, что королева поспешила поделиться в ответ, но уже деньгами.

Так Елизавета I по сути легализовала пиратство.

-3

Вторая экспедиция стала кругосветной. Три года (1577–1580) Дрейк плавал у Америки, прошёл Магелланов пролив, открыл пролив, названный в его честь. По путно он ограбил испанский галеон, забрав с него 20 тонн серебра и 80 фунтов золота, и привёз всё это в родную Англию, вновь поспешив поделиться со своей венценосной покровительнице.

Скоро она благословит его на третье плаванье в 1585 году. Приказ королевы был чёток — выдать Дрейку столько кораблей, сколько нужно, приставить к нему столько матросов, сколько потребуется. Под командование пирата попало 2300 человек и 25 кораблей. Визит в испанские владения стал ещё более опустошительным. И вновь он щедро делится с королевой, которая в 1587 году снаряжает для него уже четвёртую экспедицию, во время которой Дрейк не только грабит города, но и топит 30 испанских кораблей.

Разумеется, испанцы ненавидели и Дрейка, и Елизавету. После выходки 1587 года терпение Филиппа II лопнуло — он снарядил "Непобедимую армаду".

Парадный портрет Елизаветы I (на фоне видна тонущая "Непобедимая армада")
Парадный портрет Елизаветы I (на фоне видна тонущая "Непобедимая армада")

В 1588 году испанский флот потерпел сокрушительное поражение. Во-первых, он наткнулся на бурю, во-вторых, на Дрейка. За заслуги королева произвела его в рыцари, назначила вице-адмиралом флота. Окрылённый Дрейк, предпринял попытку контратаки на Испанию, но она провалилась с треском. Он не смог взять Лиссабон, за что впал в немилость — Елизавета вложила в кампанию 20 000 фунтов, которые потеряла.

Дрейку предписали ремонтировать Лондонские укрепления, причём за свои деньги. Воспитанный в море, он не продержался долго на берегу, умерев 27 января 1596 года. Когда весть о смерти достигла короля Испании Филиппа II, тот заявил:

Никогда ещё со времён Варфоломеевской ночи я не чувствовал себя так прекрасно.

Так закончилась жизнь человека, ставшего самим символом пирата, благородного и верного долгу. Как считаете, он был достойным человеком? А правильно ли поступила с ним Елизавета на склоне лет? Можно ли было ему простить потерю 20 000 фунтов в счёт предыдущих заслуг? Действительно ли он умер от тоски по морю? Обязательно делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на канал и знакомьтесь с другими публикациями. Увидимся в следующей статье!

Предлагаю к ознакомлению серию статей о великих женщинах — прочесть их можно здесь.