В своей статье “Баку: город утраченный — город утративший” Вениамин Арустамян рассказал историю бакинской армянской общины. Он опирался и на ряд источников, и на грустный личный опыт. Ведь автору пришлось покинуть Баку, как и двумстам тысячам его соотечественников.
Материал напоминает читателям, что Баку некогда был губернским городом в Российской Империи, где мирно уживались представители многих национальностей. Однако жизнь армянской общины стала угасать уже давно. А погромы 1990 года стали лишь печально закономерным итогом многолетнего процесса.
Автор даёт понять, что причины часто ищут на поверхности: обвиняют большевистский режим, политику советского и азербайджанского руководства. Однако для понимания стоит проанализировать все потери, которые понесли армяне.
Трудный путь длиной в полторы тысячи лет
Армянский исход начался 13 января 1990 года, после погромов. Хотя этот народ жил на данной территории Баку столетиями. Древнеармянские источники упоминают о городе Багаван (нынешнем Баку) в пятом веке, а персы и арабы — лишь с десятого века.
Еще в VIII веке армяне подвергались преследованиям за веру. Однако, несмотря на это, многие историки и путешественники сообщали об армянских церквях в XIV–XV веках: население здесь было почти полностью христианским. Пётр Первый предписал делать всё, чтобы армяне могли свободно селиться и жить в Баку. На это была выдана царская грамота для Патриарха Исайи и всего армянского народа.
Община развивалась за счет ремёсел и торговли, даже когда Баку находился под властью персов — до начала XIX века. Немало армян переселилось сюда в 1859-м, после землетрясения. В это же время город стал центром Бакинской губернии.
Когда начала развиваться нефтяная промышленность, первое предприятие здесь основал армянин Мирзоев (Мирзоян). Его соотечественники улучшали технологии, добывали чёрное золото, поставляли его в Европу, Азию и Африку. Армянские фирмы прокладывали нефтепроводы вплоть до Первой мировой войны и революции.
Стараниями армян достигли успеха предприятия по выращиванию хлопка, шёлка и табака; винодельни, банки, рыбные промыслы. Развивались наука, культура и искусство. В энциклопедическом словаре 1910 года ключевая роль армянского народа подтверждалась официально: Баку, напоминает автор, упоминался как город в Армении.
Новый тюркский бастион на Кавказе
Автор статьи подробно рассказывает, как нынешний Баку строился в том числе на средства армян, их силами и стараниями. Вплоть до XX века благодаря армянской диаспоре процветали в городе образование, благотворительность, религия и медицина.
Позже Западную Армению большевики отдали тюркским союзникам. Но и до этого революционеры не считали армянских единомышленников надёжными. А потому вооружили “татар” (азербайджанцев), дали им карт-бланш на поиск и наказание “виновных”.
Каратели, воспользовавшись поводом, в 1905 году начали погромы. Толпы фанатиков истребляли мирных жителей и сжигали дома. Все обращения к властям оказались бесполезными. Только благодаря отряду самообороны под руководством Никола Думана погромщикам дали отпор.
Перемирие оказалось недолгим. Насилие вспыхивало снова и снова. Фанатики делали всё, чтобы подавить свободолюбие и волю армян. А в 1918 году, напоминает Арустамян, было уже официально учреждено новое государство для “азербайджанских тюрок” с центром в Баку.
Замалчивание проблем вместо их решения
Советизация новых государств не сгладила межнациональные противоречия. Армяне в Баку была вынуждены жить при режиме, который игнорировал напряжённость. Не было заметных инициатив по воссоединению народа и возрождению справедливости.
Как пишет автор, большевики действовали недальновидно — или, наоборот, сознательно заложили “бомбу замедленного действия”, которая позднее разрушила отношения между народами. Армяне продолжали трудиться, возрождая Баку. Несмотря на недавнюю резню, некоторые из беженцев решились вернуться на историческую родину с мыслью о том, что Баку — не тюркский, а многонациональный город.
В советское время многие, как и автор статьи, называли себя сначала армянами, а уже потом — бакинцами. Однако новые поколения росли уже в другой среде. Родной язык утрачивался. Истончались и обрывались связи с соотечественниками в Армении и других странах. “Дружба народов”, объявленная советской пропагандой, существовала только в речах и на бумаге.
Покинув Баку и другие города Азербайджана, мы (армяне — ЦГ) оставили здесь не только свои очаги, но и сотворённые многими поколениями армян культурные и материальные ценности, которыми пользуется и гордится эта республика, цинично отрицая участие армян в их создании, — отмечает Арустамян.
Много лет проблемы замалчивались. Трагедия была неизбежной. Её началом стал карабахский конфликт. Автор отмечает: виновные не понесли наказания, а ситуацию не оценили с политической точки зрения. Руководитель умирающего СССР Горбачёв не пытался остановить резню. Напротив, он использовал смягчённые формулировки, косвенно защищая убийц. Даже милиция нередко принимала участие в январских погромах. Тех, кому посчастливилось спастись, местные власти не брали под защиту, а попросту депортировали.
По мнению автора, подстрекательство, ложь и фальсификация данных — главные причины того, почему не удалось избежать жертв. В дальнейшем о случившемся часто говорили, пытаясь представить армян виновниками трагедии. Сотни тысяч людей покинули Баку в страхе за свою жизнь, оставили плоды многовекового труда своих предков и свою малую родину. Автор красноречиво сравнивает происшедшее с судьбой евреев в Германии середины XX века; призывает не повторять ошибок прошлого и не допускать, чтобы Арцах “разделил судьбу Нахичевана”, — а действовать решительно и сплочённо, сохранять единство и беречь историческое наследие.