Найти тему
Заметки мамы-училки

"Заставляю делать уроки!" Зачем? 4 способа научить школьника самостоятельно делать д.з. и быть ответственным за него

Часто ребенок не может или не хочет делать уроки сам, а родителям приходится постоянно его "пинать" сесть и сделать домашку. Ответственности за нее у него тоже нет. Хорошо он сделал или кое-как, ответит ли на уроке, если спросят по теме, или не ответит - это вообще неважно для ребенка.

Что делать в этом случае?

1. Позволить ребенку делать домашнюю работу самому. Не надо над ним стоять, не надо сидеть рядом, не надо бояться, что он допустит ошибки. Ошибки бывают у всех, на них мы учимся.

Здесь важно договориться, что пусть он обратится к родителям за помощью, если что-то непонятно или что-то не может выполнить. И только в этом случае! В остальных случаях пусть делает уроки сам.

Если до этого момента вы заставляли, вели ребенка за ручку и сидели рядом, боясь, что он просто не будет ничего выполнять без этого всего, то отрываться от такого жесткого контроля нужно очень постепенно. Точно не резко!

Этот пункт называется "позволить ребенку делать домашнюю работу самому", пока только "позволить" и отпустить контроль. Уже потом можно проанализировать, что из этого получится. Возможно, не получится ничего, а, может, и получится более ответственная личность после первой же двойки.

Важно помнить: когда мы всё делаем за ребенка, в том числе и организуем время для уроков, он не учится самостоятельности!

2. Прописать план выполнения домашних заданий на отдельном листочке, повесить над столом. Это называется чек-лист.

Пример чек-листа ежедневных дел. dqc.ru
Пример чек-листа ежедневных дел. dqc.ru

Только в колонку "дела" нужно прописать:

  • посмотреть в дневнике, что задали
  • открыть учебник на нужной с странице
  • прочитать правило, выучить его
  • прочитать заданное упражнение
  • открыть тетрадь, написать "Домашняя работа"
  • списать упражнение
  • выполнить задание к нему

То есть каждый пункт выполнения домашних заданий прописываем, и ребенок сверяется с этим чек-листом, ставит галочки напротив каждого пункта при завершении.

То есть домашние задания превращаются в игру, в которой ребенок захочет поставить галочки напротив каждого пункта как можно скорее. Он будет делать это самостоятельно, а это самое главное.

Галочки можно ставить карандашом, а потом стирать на следующий день, или заламинировать чек-лист и ставить галочки фломастером, который потом легко стереть.

3. Не использовать наказания. Дать ребенку самому почувствовать последствия своих провалов и лени. Так он научится ответственности за учебу и за свои поступки.

Очень часто принято так: получил двойку, не сделал д.з. - накажу! И вы лишаете его, например, телефона, мультиков, сладкого, он не ходит гулять и т.д. Но в этот момент он просто думает: "Хорошо, мне ещё два дня без телефона, а потом мне его отдадут". И никакого вывода из своих поступков он не делает. Отбудет своё наказание, а дальше будет делать то же самое, что и раньше - не учиться.

Наказания в случае с ребенком-лентяем и игроманом не эффективны.

Важнее дать ребенку самому почувствовать последствия своих поступков. Если не сделал д.з. - получил двойку. Спросите, что он при этом чувствовал, что надо сделать, чтобы двоек больше не было, что делать, чтобы такого больше не повторялось?

Если школьник не погряз в двойках до этого момента, то любая плохая отметка ему будет неприятна. Здесь важно зацепиться за это чувство, поговорить о нем, а не наказывать лишением телефона. Обсудите, как ситуацию исправить, как закрыть двойку хорошими отметками. Так мы учим ребенка брать ответственность за учебу на себя.

4.Учить самостоятельности и не бояться экспериментировать.

Самостоятельный ученик - это тот, который может утром встать, помнить, что ему надо идти в школу, собрать рюкзак, позавтракать, дойти до школы, отсидеть все уроки, вернуться домой, сделать домашнюю работу, сходить на кружок и т.д. У ребенка должно быть понимание его распорядка дня, он просто так сам собой не складывается. Этому тоже надо учить. Особенно мальчикам нужна помощь в обучении организации себя и своего дня. Для этого можно показывать, как взрослые планируют свой день, можно составить чек-лист из пункта 2 на весь день, а не только на выполнение домашних заданий, можно скачать на телефон специальное приложение-планер с распорядком дня.

Режим дня очень организует ребенка. Это важно и для развития самостоятельности.

-2

Ребенок должен для себя понять, в какое время ему легче делать уроки: сразу после школы или немного позже. В какое время задания выполняются быстрее? Можно экспериментировать, например, пусть одну неделю так делает уроки, другую по-другому, а потом посмотрит, как лучше и легче.

Экспериментировать можно и с порядком выполнения уроков. Сначала делать все письменные, потом устные или лучше чередовать их между собой? Сначала делать любимые предметы или самые лёгкие, а потом тяжёлые или лучше наоборот? Пусть сегодня в одном порядке выполнит, а завтра в другом, потом сделает вывод, как легче.

Дети любят эксперименты и подобного рода чередования, разнообразия. Для них это похоже на игру.

Этими экспериментами мы учим ребенка рассчитывать свои силы, организовывать себя, чувствовать свои возможности и свою самостоятельность.

Желаю вам успехов в развитии самостоятельности своих детей! И только отличных отметок!