9 января 1905 года вошло в историю нашего народа под названием "Кровавое воскресенье". В этот день в Санкт-Петербурге произошёл массовый расстрел мирных демонстрантов, собиравшихся всего лишь вручить царю составленную ими петицию.
Бессмысленная и бесславная Русско-Японская война обострила к началу 1905 года и без того непростые отношения рабочих и капиталистов.
Лев Толстой писал про эту войну так: "Те, которые, бросая голодные семьи, идут на страдания и смерть, говорят то, что чувствуют: «Куда же денешься?» Те же, которые сидят в безопасности в своих роскошных дворцах, говорят, что все русские готовы пожертвовать жизнью за обожаемого монарха, за славу и величие России".
Удивительно, но спусковым крючком к началу революционных событий послужил, казалось бы, заурядный трудовой спор о несправедливом увольнении четырёх рабочих Путиловского завода. Вероятно это событие просто оказалось той самой "последней каплей", переполнившей "стакан терпения" русского народа.
Протест рабочих и отказ директора завода восстановить справедливость вылились в массовую забастовку. Вскоре к бастующим примкнули труженики других предприятий, и к 8 января общее количество участников охватившей весь город стачки достигло уже 150 тысяч человек.
Составленная идейным вдохновителем протеста священником Георгием Гапоном петиция включала в себя следующие давно назревшие политические и экономические требования:
- созыв путём всеобщих тайных прямых выборов учредительного собрания;
- равенство всех перед законом;
- свобода слова, печати, собраний и вероисповедания;
- свобода и неприкосновенность личности;
- сокращение рабочего дня до 8 часов;
- бесплатное народное образование;
- освобождение политических заключенных;
- ответственность министров перед народом;
- введение прогрессивного подоходного налога;
- свобода профсоюзов и потребительно-производительных союзов;
- разработка с участием представителей рабочих законопроекта о социальном страховании;
- отмена выкупных платежей, которые "освобождённые" реформой 1861 года крестьяне должны были выплачивать за право владения землёй, на которой они трудятся;
- повышение заработной платы;
- дешёвые и доступные кредиты для крестьянских хозяйств;
- принятие закона об охране труда.
Николай II и его министры были осведомлены о мирных намерениях протестующих и о содержании петиции. Император предпочёл покинуть столицу и уехать в Царское Село, а силовые министры приняли решение воспрепятствовать мирному шествию путем применения насилия.
Делегация писателей и журналистов во главе с Максимом Горьким накануне вечером попыталась встретиться с министром внутренних дел и убедить его не стрелять по безоружным. Однако, это не помогло. Более того, сразу после кровавых событий Горький и другие делегаты были арестованы.
Морозным воскресным утром торжественное шествие началось сразу в нескольких рабочих окраинах Петербурга. Чтобы убедить солдат не применять силу, протестующие, среди которых было немало женщин, стариков и детей, несли перед собой портреты царя, иконы и церковные хоругви.
Мирный протест был жестоко подавлен правительственными войсками: людей расстреливали, рубили шашками и топтали лошадьми.
По официальным данным количество убитых демонстрантов в тот день составило 130 человек, раненых - до 800. Впрочем, организаторы выступления и независимые СМИ называли иные цифры - от 600 до 2000 погибших и около 5000 раненых. Точное количество жертв определить скорее всего не удастся. Но в любом случае произошедшее безусловно является самой настоящей национальной трагедией.
Расстрел мирного шествия в столице буквально взорвал изнутри Российское общество. Январские события повлекли за собой начало Первой Русской Революции и всеобщей стачки практически во всех городах Империи.
Стоит отметить, что под давлением протестующих большинство требований петиции в октябре 1905 года всё-таки были удовлетворены Николаем ll в его знаменитом манифесте, а подписанный в августе Портсмутский мир положил конец бессмысленной империалистической войне.
А потому можно смело утверждать, что применив силу против безоружных поданных, царизм им определенно проиграл.
Критики скажут, что выйди царь к протестующим, в многотысячной толпе обязательно нашёлся бы провокатор с винтовкой, готовый совершить покушение. Возможно. Но что мешало царю принять у себя во дворце небольшую делегацию, выбранную демонстрантами и спокойно обсудить с ними каждый пункт петиции? Учитывая еще сильные на тот момент монархические настроения в народе, вполне вероятно, что простого обещания исполнить всего лишь половину предъявленных требований было бы достаточно, чтобы рабочие с пением "Боже царя храни" спокойно разошлись по своим заводам.
Впрочем история не знает сослагательного наклонения. В тот день между самодержцем и его народом протекла река крови. В тот день окончательно порвалась та духовная нить, которая еще связывала простого русского мужика с царем. В тот день произошла окончательная десакрализация монарха, как "помазаника Божьего" и "народного заступника".
Именно в тот день наши соотечественники поняли, что никто не добудет для них счастье, и никто не защитит их от несправедливости, кроме них самих.
Люди хорошо усвоили этот урок. А усвоил ли урок царь? Судя по тому, что спустя всего 9 лет он позволил России вновь ввязаться в очередную империалистическую бойню, очевидно, что нет.
#ЛГО_история
#ЛСА
#КровавоеВоскресенье