Найти в Дзене
Четыре Семерки

Одна ночь с Led Zeppelin II. Часть вторая

Оглавление

Продолжаю делиться воспоминаниями тридцатилетней давности, травить байки и ворошить прошлое. Первая часть - тут.

В тот день мой бывший школьный товарищ вел себя странно. Я чуть ли не на крыльях прилетел за своей индийской кассетой, на которую должен был уже быть записан второй альбом Led Zeppelin. Постучал. Но почему-то долго не открывали. Очень долго. Наконец... открылась дверь, на цепочке. Осторожно так открылась. Из узкой щели показалась рука с моей индийской кассетой. Я в некоторой растерянности взял кассету в руки и дверь тут же захлопнулась. М-да...странно как-то. Или...ничего странного и мой приятель просто проводил время с девушкой? Да какая разница! Кассета - вот она, в руках, и я еще быстрее полетел уже в обратном направлении.

Индийские кассеты( кажется это было что-то по лицензии AGFA, но это не точно), звучали вполне сносно, но впечатление сильно портил высокочастотный шум. Шумоподавление немного скрашивало ситуацию, но вместе с шумом срезалась часть нужных частот, например, звук тарелок, хай-хэта и другого "железа". Так что, первое что я услышал, был отнюдь не знаменитый рифф Джимми Пейджа, а вот это вот:

- Шшшшш-шшшш....

И только потом включился этот маховик. Спустя годы я еще лучше понимаю, какое впечатление этот рифф произвел в далеком 1969-м году, если мне, после Арии и Круиза, он показался чем -то просто грандиозным. Я не знал о чем текст, и рифф мне действительно напоминал движение гигантского маховика, тяжелой и массивной машины, которая работает неумолимо и не дай бог если что-то попадет в эти жернова! Все переломает безжалостно.

Led Zeppelin II
Led Zeppelin II

источник изображения

Только спустя годы я заметил, что гитарный овердрайв не такой уж и свирепый. Жесткий, сырой звук, но какого-то особенно сильного искажения тут нет. А вот бас Джонса - это да! Когда гитара и бас начинают работать в унисон - вот тогда ощущение "маховика" и появляется в полной мере. Мне тогда казалось, что Плант наверняка выкрикивает что-то зловещее, а когда вступает Бонэм - это бьет в самую точку. Вот это ...Машина!

Мне тогда не особенно нравилась средняя часть...ведь "маховик" на время останавливался и приходилось ждать, когда его снова "включат". Я про себя прозвал эту часть "болотом". Такое жуткое болото,ночь, туман, подсвеченный лунным светом, и собака Баскервилей, гуляющая где-то тут рядом, во тьме. Блиц-соло Пейджа совершенно убойное, просто блеск. Спустя уже годы я узнал, что Джимми использовал очень тонкие струны(калибр 0,08) на своем Лес Пол, чтобы сделать эту ультра - высокую подтяжку. Конечно, при первых прослушиваниях я ничего не понимал в технических нюансах, а просто был сражен наповал.

Разумеется, я надеялся, что вся музыка на пластинке будет точно в таком же духе. Тяжелый рок, отлитый прямо из свинца и больше ничего. Наивный, я даже не подозревал насколько больше я получу за те небольшие деньги, что я потратил на свою индийскую кассету.

Led Zeppelin в конце 60-ых находились в отличной форме.
Led Zeppelin в конце 60-ых находились в отличной форме.

источник изображения

What Is And What Should Never Be вызвала не разочарование, а скорее недоумение.Я был крайне далек от блюза и такое вкрадчивое зыбкое звучание было мне в новинку. Подумать только, я поначалу был настолько глуп, что перематывал кассету с одной стороны на вторую, чтобы слушать только забойные хиты. Впрочем, "поумнел" я довольно быстро. В этой песне ...What Is And What Should Never Be было что-то совершенно завораживающее, такая тонкость...подернутая временем и табачным дымом...я стал открывать для себя эту музыку совершенно с другой стороны.

Led Zeppelin удивительным образом группа модерновая и архаичная одновременно. Революционная тяжесть как-то магически сочеталась с полным погружением, обращением в прошлое. What Is And What Should Never Be звучит так, словно она родом из 20-ых, а не из 1969 года. Или даже из более раннего времени. Подростковое сознание поначалу не увидело в ней почти ничего кроме "нудятины", которая, правда, иногда прерывается клевыми тяжелыми вставками, но с годами она стала вообще одной из самых любимых вещей. Тут удивительно точно сделан каждый штрих, каждая нотка. И еще одно интересное наблюдение - Led Zeppelin на тот момент записали всего-то второй альбом, но звучали сразу же как "легенда". Словно отливая в бронзе каждую записанную вещь.

К вечеру я обнаружил, что я дома один. Вся остальная семья уехала на дачу, так что я мог слушать Led Zeppelin хоть всю ночь.

The Lemon Song была той песней, понимание которой мне давалось труднее всего. Она достаточно долго оставалась самой нелюбимой на альбоме, а все потому, что в то время блюз был для меня не очень понятен. Ладно бы что-нибудь развеселое, как в начале и в конце, но среднюю часть с длинными беседами между голосом и гитарой я окрестил про себя еще одним "болотом". Это была последняя вещь, которую я поначалу пытался перематывать. Правда, уже к утру я такой ерундой заниматься перестал, осознав простую вещь - на пластинке есть вещи, которые я пока не понимаю, но это не проблема музыкантов. Это была моя проблема.

Уже в ту ночь мне стала очень нравиться кода The Lemon Song. "Down on this killin' floor...floor....floor..." - и тебя словно выбрасывает куда-то лет на двести назад, так это звучит. Когда я заполучил на руки винил( а я через год купил у своего приятеля оба диска), то узнал и перевод названия - "Лимонная песня". И то верно - до чего же точно Пейджу удалось настроить на записи этот звук гитары в быстрых фрагментах, от которого действительно привкус чего-то кислого ощущается прямо физически.

Точно такой же вариант на CD купил для себя позже. К сожалению, первое издание CD от 1988 года разочаровало качеством звука. На виниле эта запись звучала куда лучше.
Точно такой же вариант на CD купил для себя позже. К сожалению, первое издание CD от 1988 года разочаровало качеством звука. На виниле эта запись звучала куда лучше.

источник изображения

Со временем произошла вполне закономерная метаморфоза в моем сознании - The Lemon Song из самых непонятных превратилась в одну из самых любимых вещей. С годами я сполна оценил - насколько же стильно она сделана. Сначала перекличка голоса и гитары заиграла для меня новыми красками, а еще позже я (внезапно) обнаружил, что главный -то монстр здесь - Джон Пол Джонс! Стоит прислушаться к его басовой партии - она шедевральна. Разумеется, все эти вкусности существуют не в отдельных мирах, а формируют очень богатое музыкальное полотно, при том, что, казалось бы, каждый из музыкантов ведет какую-то свою линию, пересекаясь с остальными лишь в ключевых точках.

Thank You стала сеансом волшебства для моей неокрепшей психики. На тот момент я даже представить себе не мог, что существуют такие проникновенные баллады. Я ждал от пластинки боевиков и настоящего рока, а получил гораздо больше, в том числе и такой шедевр как Thank You. Музыканты очень хорошо балансируют на грани между излишней сентиментальностью и элементами рока. Вроде бы Плант поет очень проникновенно, прочувствованно...но громкие ударные дают очень уверенный бит, который словно напоминает, что мы находимся на рок-альбоме. С годами я для себя отметил - насколько высокую планку взял Роберт Плант буквально сразу же - всего-то второй альбом, а уровень исполнения и передачи эмоций невероятный. Верно сказал где-то Пол Маккартни, что Роберт Плант может исполнить абсолютно все, что угодно.

Я не сразу заметил, что у баллады двойной финал, но когда понял, то стал терпеливо ждать, когда сквозь шипение снова начнут прорисовываться сказочно волшебные звуки органа.

У кассеты на 45 минут записи есть одно не очевидное преимущество - она полностью дублирует виниловую пластинку. Заканчивается первая сторона - переворачиваем кассету - слушаем вторую сторону. Все так, как задумали музыканты. А задумали они - Его Величество Контраст! После пасторальной Thank You находишься в расслабленном романтическом состоянии ...а тут на тебя вдруг накатывает тяжелейшая и забойнейшая Heartbreaker! Хороший ледяной душ после теплой водички!

Но об этом - в следующий раз, а пока - поздравим мистера Джеймса Патрика Пейджа с 79-летием и пожелаем ему крепкого здоровья!

(продолжение следует)

Одна ночь с Led Zeppelin II. Часть первая

Led Zeppelin. Since I've Been Loving You. Больше, чем просто блюз

Led Zeppelin. Physical Graffiti. Сократить наполовину?!