Найти тему
Чисто Мама

Чем опасно раннее развитие, и почему амбиции родителей вредят детям?

Некоторые родители грешат тем, что слишком сильно наседают на своих малышей. Они, желая подарить своим детям лучшее будущее, абсолютно все за них решают. Так и появляются малыши, у которых дни расписаны по минутам: английский, спорт, занятия в музыкальной школе и т.д. Но у раннего развития есть как свои плюсы, так и свои минусы. О них мы и предлагаем вам поговорить. 

Тренд на науку

Юный учёный
Юный учёный

Раньше среди родителей был тренд на воспитание будущих бизнесменов и звезд. Но в последние годы каждая третья мамочка хочет, чтобы в будущем ее ребёнок стал учёным! Неужели наука в тренде?!! Отчасти это так. И образованные амбициозные мамочки заглянули вперед и тонко это почувствовали. Но какими благими не были бы намерения, ограничивать малыша в какой-то конкретной сфере или профессии ни в коем случае нельзя. 

Разумеется, мышление ученого-исследователя дает те качества, которые успешно применимы в любой области. Но перед тем, как наседать на ребёнка, сначала определите, это ваше решение или желание самого малыша. 

Перед тем, как решить развивать детей в какой-либо сфере, ответьте себе на эти вопросы:

Какие способности у моего ребенка?

Хочет ли он сам стать учёным или кем-либо еще?

Время начинать

В развитии способностей ребенка важно не упустить момент. Вовремя их выявить поможет простой тест на качества малыша. Что из нижеперечисленного характерно для вашего ребёнка? 

  • Любопытство и достаточно долгий интерес ко всему и особенно к мелочам;
  • Желание докопаться до самой сути, проверить, увидеть своими глазами, чтобы убедиться;
  • Стремление понять, запомнить, рассказать об этом;
  • Обилие деталей усиливает интерес, а не ослабевает;
  • Если нет ответа — фантазирует и придумывает свое объяснение;
  • На все есть свое мнение.

Важна самостоятельность

Родители очень нетерпеливы! Поэтому часто они спешат сами ответить на возникающие у детей вопросы. В итоге, мамы и папы становятся для малышей ходячими справочниками, постоянно объясняющими, что и как. Объяснений много, но твердые знания — добываются самостоятельно. Поэтому торопиться объяснять — не надо! Дайте ребенку шанс подумать самостоятельно. 

Просто вместо прямого ответа задавайте чаще правильные вопросы, которые развивают нужные навыки мышления. Некоторые из этих вопросов можно начинать словами: «Как ты думаешь...»

На что это похоже? (сравнение, выбор).

Почему это такого цвета/размера/формы? (взаимосвязи, причина-следствие).

А если бы это было другого цвета/размера/формы? (изменения и последствия).

Зачем/кому это нужно? (польза, функция).

Тебе это нравится? Чем? (отношение, критерии оценки).

Это красиво/полезно/интересно/весело? (характеристики, оценка).

Почему так, а не по-другому? (аргументация, вариативность).

Что ты об этом думаешь? (собственное мнение, точка зрения).

Как изменить, чтобы стало лучше? (творчество, креативность).

Что будем делать? (принятие решения).

Кому расскажем? (гордость, удовлетворение).

Негативное влияние раннего развития на детскую психику 

Раннее развитие ребёнка
Раннее развитие ребёнка

Феномен раннего развития является неоднозначным. По мнению большинства специалистов, развитие ребенка должно быть, прежде всего, своевременным. Это связано с тем, что развитие во многом зависит от созревания головного мозга. Конечно, можно попытаться научить годовалого младенца самостоятельно читать, но какой в этом толк, если отделы мозга, отвечающие за эти функции, еще недостаточно развиты? Именно поэтому многие детские врачи скептически смотрят на то, что обычно называют «ранним развитием».

О пагубном влиянии раннего развития можно говорить тогда, когда его цели недостаточно прозрачны. Например, родители могут пытаться с помощью ребенка реализовать в жизнь свои несбывшиеся мечты. Они возлагают на него огромные надежды, нагружают его бесконечными развивающими занятиями и непосильными задачами, так, что на обычную игру у малыша просто не остается времени и сил. С рождения он изучает несколько языков, с года ходит на йогу, в двухлетнем возрасте обучается алфавиту. Казалось бы, все это должно пойти на благо ребенку и сделать в будущем из него достаточно успешного человека. Но в результате под гнетом давящих родительских ожиданий ребенок еще с малых лет постоянно чувствует себя усталым, измотанным, ничего не хочет и теряет ко всему интерес.

Родителями, отдающими предпочтение раннему развитию, чаще всего руководят такие эмоции, как:

тревога по поводу того, что они не успеют вовремя сделать что-то важное для малыша;

страх, что они не смогут дать ему то, что сделает его успешным и счастливым;

чувство вины, связанное с тем, что из-за этого они будут чувствовать себя «плохими» родителями.

В итоге при таком подходе получается так, что нечто одно обязательно развивается за счет чего-то другого. Естественные потребности ребенка в развитии процессов воображения, игре, научении пониманию своих эмоций, взаимодействию со взрослыми и другими детьми приносятся в жертву развитию его интеллектуальных способностей.

Все это впоследствии чревато возникновением психических проблем. Дети-«вундеркинды» испытывают значительные трудности в процессе социальной адаптации. Им трудно находить язык со своими сверстниками. Они сталкиваются с проблемами, обусловленными недоразвитостью эмоционального интеллекта, нехваткой способностей понимать свои собственные чувства, а также эмоции и мотивы других людей.