Закон тайги.
Глава четыре.
Вы замечали,какая тишина стоит в зимней тайге. И лишь барабанная дробь дятлов или далёкий вой зверя изредка нарушают покой и величие этих мест. В кронах исполинских кедров гуляет ветер и шум его, сплошной и монотонный ,словно колыбельная,убаюкивает и вынуждает тебя остановиться и замереть....и слушать,слушать,слушать эту звенящую тишину...
И все же к вечеру ,мы сбились с пути. Несмотря на компас,чутье,данное нам от природы и опыт походов по таежным просторам,мы все таки умудрились сбиться с пути и потерять цель нашего путешествия. По нашим расчетам,мы уже час,как должны были увидеть охотничью избушку,в которой надеялись найти хоть какие-то следы пребывания Дашиного брата ,но и через час и через два,мы не увидели даже намека на то месту,куда намеревались дойти. Поняв,что мы потеряли ориентиры,возможно потому что слетели с горы чуть правее,чем планировали,мы решили сделать небольшой привал и подумать как нам быть дальше. Ночь в тайге наступает очень быстро и если не организовать ночлег засветло,есть риск заночевать на снегу и вне укрытия. А ведь надо ещё и костер организовать и чтоб подобие стен было,не ночевать же как куропатки,под снегом.
-Что думаешь?- тихонько спросила Даша. И я в очередной раз поразился тому,как тонко она чувствует ситуацию и в данном случае,обязанность по принятию решения,она безропотно,чисто по женски, переложила на меня,на сильного мужчину.
-Думаю надо искать место ночлега и утром разбираться,насколько мы промахнулись в наших расчетах.
Место,где мы решили остановиться,не предполагало комфортного,насколько это возможно было назвать комфортом в тайге и зимой,пребывания на воздухе. Поэтому мы продолжили движение вдоль подножия небольшой горы,в надежде,что нам попадется место , где можно будет укрыться от ветра и развести костер. Сумерки начинали сгущаться и счёт шел уже на минуты. Так,пройдя ещё около полу часа,мы уже отчаялись найти нужное нам место. Даша держалась молодцом и не показывала виду,что наши дела идут не лучшим образом. Я же,как настоящий мужчина,вел нас вперёд и в то же время ,судорожно соображал,как нам быть и что предпринять. Ситуация немножко,если так можно сказать,выходила из-под контроля.
Но все плохое,как и хорошее,рано или поздно заканчивается. И мы,уже отчаявшись найти место для ночёвки, решили разбить лагерь прямо на поляне,у подножия горы,сделав костер побольше и настелив елового лапника прямо у костра...
Мы сбросили с себя рюкзаки и пошли рубить лапы у елей и таскать их к костру. С дровами для костра было хуже. Ночь уже почти вступила в свои права и видимость упала до 10 шагов. Я решил ,что придется валить сосну или ель,иначе нам не пережить эту ночь без тепла и света,как вдруг услышал Дашин возглас.
-Там свет,я видела. В ложбине. Я пошла на окраину поляны за еловыми лапами и увидела спуск в низину,там горит свет.-глотая слова на одном дыхании выпалила Даша.
Поправив на голове фонари,мы отправились к краю поляны.
-Выключи свет,ничего не видно.-попросил я Дашу.
Через несколько минут,когда глаза привыкли к темноте,я тоже заметил свет. Он был тусклый,но различимый. Примерно в полутора километрах , в низине.
Кроме того,ветер принес запах дыма. Возможно это подсознание сыграло со мной злую шутку ,а возможно это и правда был запах берёзовых дров. Это был шанс. Шанс,не ночевать под открытым небом. В тайге никто не вправе отказать уставшим путникам в ночлеге и тепле. Взвесив все за и против,мы решили идти. Благо,светодиодных налобных фонарей хватало,чтоб освещать дорогу. Прикинув по компасу маршрут,мы начали осторожно спускаться в низину. Скорее всего,ниже была река,которую в темноте мы не разглядели.
Все таки не зря говорили мудрые "Дорогу осилит идущий" и мы оказались в их рядах. Уже через час мы спустились к дому,который в лунном свете ,производил страшное впечатление и выглядел массивным и черным ,даже в темноте. В окне горел свет и из трубы,в звёздное небо, шел дым. Мы не успели подойти ,как дверь распахнулась и по глазам ударил яркий свет от фонаря.
Вокруг нас тут же ужом завертелся пёс, не нападая,но всем своим видом и грозным порыкиванием,давая нам понять "одно неверное движение и я за себя не отвечаю".
-Что ж вы на ночь глядя то,молодые люди,я уж было думал зверье шалит.-голос был басистый и густой,какой бывает у старцев с седой бородой,подумалось мне,- давайте в дом,нечего мёрзнуть в пороге...
Горячий чай в старинных кружках,теплые одеяла на ногах,русская печь в углу,мебель из дерева,основательная как и обитатель этого дома,а впрочем как и сам дом и все,что в нем находилось.Так бы я описал первые минуты нашего знакомства с Иваном Пантелеймоновичем,которого он попросил называть или дед или дядя Ваня. Слишком уж долго по отчеству .
Дядя Ваня оказался кряжистым,седым дядькой,я бы даже сказал дедом,87 лет отроду с белой бородой и такими же бровями. Типичный дед мороз. Только посох,красный халат и мешок с подарками за спину. Только вместо посоха в углу видавшая виды двустволка,а вместо красного халата,фирменный лыжный костюм на вешалке.
Потом был гороховый суп,гречневая каша с мясом марала,домашний хлеб,сало и полевые 100 грамм чистейшего,как слеза младенца(по словам деда Вани)домашнего самогона.
Дед,как и полагается гостеприимным хозяевам,выделил нам место для сна на печи,заботливо застреленной шкурами медведя. Сам он ушел спать в другую комнату,оставив все вопросы и ответы на утро.Да и мы,устав за день и пережив столько,не были готовы к беседе. А 100 грамм фронтовых ,усугубили наше положение, сделав веки тяжёлыми,а ноги ватными. Так как спалось в эту ночь,мне не спалось никогда...
Утро я встретил под стук топора за окнами и тихое гудение дизельной электростанции,которую вчера и не услышал,а откуда в доме свет,даже и не подумал, усталость дала о себе знать. Даша мирно сопела,прижавшись ко мне и видела какой-то очередной сон. Я смотрел на нее и думал,как быстро может поменяться жизнь. Ещё несколько дней назад,я даже не думал,что буду готов рискуя жизнью,идти в глухую сибирскую тайгу за той,ради которой,теперь готов отдать все в этой жизни и жизнь в том числе. В жизни,которую больше не мыслю без этой женщины. Женщина моей мечты вдруг дернула своим миленьким,красивым носиком,словно его пощекотали травинкой и открыла глаза....И я в очередной раз пошел ко дну. Если так пойдет и дальше,я рискую стать утопленником,-пронеслось у меня в голове. Забавные мысли лезут в голову,рядом с той,которая мне ее снесла начисто.
-И как долго ты любуешься этим сонным созданием?- улыбнувшись спросило сонное создание.
-Всю ночь не спал,бдительно любовался- парировал я.
И вот здесь,по закону жанра,как в книжках пишут,они слились в горячем поцелуе и все такое и поклялись быть неразлучными пока бла бла бла...Но это в книжках,а в реальности,надо быть адекватными и не время и не место,хотя так хотелось...
Искрило так,что удивительно,как не выбило пробки. Довольно ощутимый тычок в ребра,привел меня в чувство.
-Дорогой мой друг,соратник,добровольный помощник(нужное подчеркнуть),не соизволите ли вы,спуститься с небес и помочь спуститься оттуда даме,потому как естество требует немедленного посещения мест не стол отдаленных.
Ещё минуты две мы хохотали так,что остановить нас смог только дядя Ваня,который так же не смог удержаться и улыбался вместе с нами.
-Вижу выспались -прогремел он на весь дом,своим зычным басом,-мыться,приводить себя в порядок и за стол,завтрак остывает.
Уже за завтраком,уминая рисовую кашу с тыквой и запивая это все чаем с травами, мы рассказали ему кто мы и за чем мы здесь. Как оказалось,дядя Ваня хорошо знает Володю и более того,не раз через него заказывал нужное ему в хозяйстве.Что Володя пропал,Дед знал и помогал в поисках,но так же безуспешно.
-Теперь я вижу,что ты сестра ему,похожи вы дюже,-пристально глядя на Дашу произнес Дед,- Вовку искать нужно,но настраивайся на худшее дочка,с надеждой на лучшее,иначе никак.
-Я понимаю дядь Вань,но пока сама не узнаю,что с ним,не смогу спать спокойно. Вы же знаете тайгу как свои пять пальцев,неужели никаких мыслей нет,хоть что-то,хоть зацепку какую,мне сейчас любая помощь не лишняя,-глотая слезы почти шептала Даша. Я же тихо сидел в уголке и чистил ружье. Амуницию и оружие,надо держать в порядке,особенно после таких крутых спусков,что были у нас прошедшим днём. Попутно прикидывал в голове наши шансы на успех нашего мероприятия.
Оказалось,мы отклонились от избушки ,в которой хотели заночевать на 3 с небольшим километра. Видимо блиц спуск с горы,не прошел даром и мы,в горячке,шли в сторону от цели,а когда подкорректировали трассу,было уже поздно. Тут мы и вышли на жилище дяди Вани. Сам он,как оказалось, из этих мест родом. Деревня вымерла,дети в городе живут,а он так и не смог перестроиться ,да и город его не принял. Шумно,пыльно и никакого удовольствия от жизни,сетовал на городскую жизнь дед. Летом через него ездят туристы и старатели,Володя бывает раз в неделю или две доходит,да так, заблудшие путники ,вроде нас.
Река,как я и предполагал,оказалась прямо за домом. Дед круглый год жил промыслом и рыбалкой. Осенью орех и жимолость,весной черемша и папоротник. Проблем с дизелем у него нет,так как и старатели и те,кто по тайге высоковольтные вышки обслуживает,всегда рады помочь старику. Ну а продукты ,тут уж как запасешься или наохотишься. Да и много ли старику надо-закончил свой рассказ дядя Ваня.
Нам он отметил на карте места нахождения срубов,на случай ночёвки и отметил,севернее,в 60-65 км от места его обитания небольшое поселение староверов,но полагаться на их помощь,особо не советовал.
-Нелюдимые они,могут и шмальнуть,почём зря. Я бы не стал с ними дел иметь,но в вашем случае,придется и у них спросить. Тем более Володя и с ними был знаком,судя по рассказам. Сам я в те места не лезу,мне и тут хватает на жизнь.Жаль,что ещё осенью снегоход отдал в ремонт,так бы подкинул вас куда надо,сын так и не привез ,обещал через месяц,но видимо не получилось.
На том мы и простились с Иваном Пантелеймоновичем,пожелав ему долгих лет и пообещав наведаться к нему в следующий раз и задержаться на подольше.
-Все же не чужие люди,-с ноткой грусти в голосе прогремел старик,-буду рад вас встретить. Держись дочка,не все ещё потеряно,жизнь-штука непредсказуемая. И по отечески обняв нас перекрестил в дорожку,не забыв при этом вручить котомку с провизией.Вот она,настоящая русская душа. Здоровья тебе и долгих лет жизни дед Ваня. А мы ещё встретимся с тобой,обещаем.
Уходили мы с грустью и благодарностью. На север дорога была не из лёгких. Но нам надо было на север,к староверам. Возможно там есть тот,кто ответит на наши вопросы.