На излёте 20-х годов прошлого века в китайской армии появился полководец, сумевший установить контроль над Маньчжурией и исполняющий функции генерал-губернатора — Чжан Сюэлян. Находясь в служебной зависимости от китайского правительства, он с их требования совершил действие, стоящее на грани военного преступления — захватил КВЖД. Китайско-Восточная железная дорога была совместным предприятием СССР и Китая, так как строили её хотя и на китайской территории, но руками русских рабочих — ещё при Николае II, когда не было советской власти. В силу этого, КВЖД управлялась совместно, прибыли делились между двумя сторонами, но правитель Китая, Чан Кайши, возжелал установить полный контроль над КВЖД, а Чжан Сюэлян надеялся, что некоторая часть прибыли с дороги может перепасть ему в карман. С корыстным мотивом, генерал, с подачи Чан Кайши, захватил КВЖД, но этим они не ограничились.
В Маньчжурии начались настоящие бесчинства со стороны гоминьдановского правительства и их солдат, которые были даже до силового вмешательства Чжан Сюэляна. В частности, советских граждан, особенно сотрудников управленческих служб СССР (дипломатов, работников библиотек и архивов) безосновательно обыскивали, арестовывали, ломали имущество, грабили дипломатические учреждения, сжигали здания, некоторых советских граждан бросали в китайские тюрьмы (опять же, безосновательно), и удавалось их вытаскивать после заявления протеста со стороны Наркомата иностранных дел СССР.
Во время развития событий и с началом активного силового вмешательства китайской армии, их бесчинства участились — оказывалось давление на советских чиновников, отбиралась и сжигалась корреспонденция и документация, к советско-китайской границе подтягивались войска и совершали обстрелы советской территории. По подначкам гоминьдановского правительства, белогвардейцы, осевшие в Харбине, совершали локальные акты нападения и рейдов на советскую территорию. Безопасность советских граждан оказалась под угрозой, дипломаты пытались урегулировать конфликт мирно, но их попытки потерпели крах. В результате эскалации конфликта советские войска нанесли ответный удар по китайской территории.
12 октября 1929 года советские войска начали Сунгарийскую наступательную операцию. Сунгарийская база была выбрана в качестве цели для удара потому, что с её территории наносились многочисленные обстрелы по советской территории, эта же база служила опорным пунктом для рейдов, и с неё отправляли плавучие мины, которые плыли по реке Сунгари прямо в Амур. В результате обстрела советской артиллерии и бомбардировок авиации, около 200 китайских солдат было убито, 5 из 11 кораблей потоплены, при этом потери Красной Армии составили 29 человек убитыми и ранеными. После блестяще проведённой наступательной операции советские власти опубликовали свои соображения на этот счёт, в которых обозначили, что не намерены захватывать китайскую территорию, а только лишь стремятся разгромить китайских милитаристов для обеспечения безопасности советских граждан. Дальнейшей фазой конфликта была Фугдинская операция.
В результате действий РККА на реке Сунгари, был уничтожен китайский флот, совершавший различные провокации на реке Амур. Советские граждане на своей территории были в безопасности. Силы сторон состояли из 14 кораблей, 3 тысяч солдат, 20 артиллерийских орудий и 25 самолётов с советской стороны и 11 кораблей, береговой артиллерийской батареи, плавбазы и нескольких мелких барж и катеров с китайской стороны. По окончании конфликта КВЖД была возвращена под советское управление, а китайские милитаристы привлечены к ответу за свои действия.
Если понравилось читать — подписывайтесь и ставьте лайки.