В советское время военные моряки имели истребители Як-38М и Як-141 с вертикальным взлетом, но своего дальнейшего развития данная идея не получила. В уже независимой России было не до экспериментов, экономика трещала по швам, а конструкторские бюро находились на грани исчезновения или закрывались в большом количестве.
И идее развития авиации с вертикальным взлетом вернулись только сейчас, причем ведутся разработки в интересах гражданских перевозчиков, чего ранее даже не пытались делать. Соответствующими разработками занимается компания «Эколибри». Основная цель конструкторов, создать самолет для малой авиации, пригодный для использования на местных авиалиниях.
Перспективы пассажирских самолетов с вертикальным взлетом
Хочу отметить, для России с ее огромными необжитыми территориями и сложностями строительства и содержания полноценных аэропортов в глубинке, появление пассажирских самолетов с возможностью взлета/посадки, как у вертолета, является удивительно перспективным решением.
В перспективе новинка сможет заменить вертолеты на внутренних местных маршрутах, причем разработчики обещают сделать самолет менее затратным в эксплуатации, что позволит снизить себестоимость перевозок – важнейший фактор выживаемости перевозчиков на местных линиях.
Разработчики «Эколибри» обещают представить машину, способную летать со скоростью 270км/ч, не намного быстрее современных вертолетов, но на дальность в 1200 километров. Этого вполне достаточно, чтобы обслуживать большинство существующих в регионах маршрутов, в том числе в Сибири и в Дальневосточном ФО.
Ход работ
Уже закончен этап проектирования машины, а специалисты компании-разработчика проводят стендовые испытания отдельных узлов и механизмов. Главная особенность отечественного самолета – оригинальная силовая установка.
Впервые предложена схема гибрида, когда основные двигатели стандартные турбовинтовые, а вот за операции взлета и посадки будут отвечать электродвигатели, подключаемые к работе только на указанных этапах полета.
В основе проекта лежит использование отечественной компонентной базы, машина будет практически полностью независима от импортных поставок комплектующих, включая элементы электроники. Проектирование ведется на основе стандартов гражданской авиации, что позволит в дальнейшем провести сертификацию и организовать серийное производство.
Могу с уверенностью сказать, сегодня в мире нет гражданских самолетов с вертикальным взлетом, исследования ведутся, причем не только в авиастроительных компаниях, например, Airbus. Активно работают над созданием подобных машин и азиатские автогиганты – Toyota, Hyundai. Когда именно можно будет увидеть продукт «Эколибри» в воздухе, пока неизвестно.
Спасибо за прочтение, надеюсь было интересно. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк 👍 - Вам это ничего не стоит, а мне приятно.