Попался в блоге одного священника рассказ о маленькой девочке, которая украсила своим солнечным настроением окружающее ее пространство и примирила людей, которые готовы были поссориться. И вспомнилась история, которая случилась со мной в бытность студенческую, весной 2004 года, когда я еще была не воцерковлена: в Бога верила, а храма не знала. Некому было привести, пока сама в него не пришла через скорби и испытания.
Я тогда училась на первом курсе универа, а отец моей дочки - на первом курсе школы милиции в 400 километрах от меня. Развела нас жизнь после школы, из отчих домов забросив в разные города двух соседних республик. Впрочем, в этом даже была своя изюминка. Мы сильно скучали, писали друг другу большие письма, которые в виртуальном пространстве сейчас называют простыней (длиной в несколько листов), созванивались при первой возможности. В общем, души друг в друге не чаяли, и, как и все влюбленные, ждали возможности увидеться.
В университете у меня было строго: учеба 6 дней в неделю, а по субботам еще стоял предмет, который категорически запрещалось прогуливать, иначе это грозило большими проблемами на экзаменах. Педагог, по иронии судьбы, оказавшийся родом из города, куда уехал учиться мой суженый-ряженый, был принципиален в этом вопросе. У моего возлюбленного ситуация была тем паче: условия в школе милиции мало чем отличались от армейских.
Жили они на закрытой территории учебного учреждения, неукоснительно исполняли его устав и себе не принадлежали. Подъем и отбой по расписанию, наряды, тревоги, пробежки в обмундировании на большие расстояния, непосредственно учеба. Еще и подработку в стенах школы милиции мой рыцарь без страха и упрека взял: заработал на первую золотую цепочку с подвеской для меня и на мобильный телефон, который я у него не приняла (у меня был папин мобильник, а у него самого телефона еще не было - сотовые тогда только-только появились и мне важно было быть на связи с ним). Короче говоря, в милицейско-армейских реалиях без увольнительной и в город было нельзя, что уж говорить о поездке на побывку в другую республику. Даже в день присяги, которая состоялась у него, по промыслу Божьему, в день моего 18-летия, курсантов не отпустили на ночь вместе с приехавшими к ним близкими. Дали нам и его родителям всего пару часов погулять вместе по городу, и всё: табу.
В преддверии длинных майских праздников моему возлюбленному должны были дать увольнительную домой, ко мне, но в самый последний момент это благое дело ему завернули. Никто из ребят в тот год домой на майские не поехал. Уже не помню почему: то ли кто-то из школы набедокурил, или еще что случилось, но наказали всех.
Утром 1 мая, буквально сразу, как он позвонил мне и сообщил об отмене своего краткосрочного отпуска, я решила, что если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе. И поехала к нему сама, так как в гостиницу у школы на праздники он договориться и выбраться смог бы. Всегда был пробивным и смелым.
Он переживал за меня, так далеко я одна еще не ездила, но в 18 лет все кажется нипочем, а весь мир кругом - радужным и волшебным. Кстати, так в итоге и вышло: мир в тот день, и правда, оказался особенным.
До первого города соседней республики, в котором мне предстояло пересесть с поезда на автобус, чтобы добраться до пункта назначения, я добралась без проволочек, потратив три часа. Время было обеденное, солнце закатилось за облака, погода стояла пасмурная и прохладная. В мае так часто бывает, вроде должно быть тепло, не за горами лето, ан-нет: зябко и некомфортно.
Автобус, точнее маршрутное такси, задерживался. Отправка должна была быть в час дня, но на стоянку транспорт не прибыл. Билеты продавали в автобусе по прибытию, поэтому узнать, что случилось, было не у кого. Люди волновались, нервничали. С некоторыми из них мы разговорились, чтобы выпустить пары от долгого ожидания. Проходил час, другой. Чтобы не замерзнуть, мы покупали чай с беляшами: грелись перекусами. Автобуса не было. Уехать больше было не на чем, тогда был только один рейс в нужный мне город. Мне ничего не оставалось, как ежиться от холода, ждать и переживать, что, если автобус совсем не приедет, мне придется свернуть свою поездку и вернуться обратно домой несолоно хлебавши.
Тогда это казалось концом света: не доехать до любимого человека, до которого оставалось всего 4 часа езды. Но слава вышних Богу: автобус приехал. Задержавшись на 3,5 часа из-за поломки. Мы с остальными пассажирами, в общей сложности нас было человек 13, прямо как учеников-апостолов во главе со Христом (прости, Господи, за сравнение), быстренько запихались в салон и с облегчением выдохнули. Никому из нас не пришло в голову ругаться с водителем, видимо перегорели из-за долгого ожидания и боязни, что вообще никуда сегодня уже не уедем. У всех были свои дела, планы, встречи.
И тут, внимание. То ли от долгого ожидания, то ли от пережитых волнений, но как-то само собой все люди в маршрутке - а там было несколько парней-студентов, как и я, пара женщин с парочкой миленьких детишек, несколько мужчин и водитель - разговорились. Сначала о погоде-непогоде, потом о всяком-разном: житье-бытье, учебе, работе. Потом в ход пошли анекдоты и разного рода веселые страшилки. В общем, кто на что был горазд, то и рассказывал. Дошло до того, что через 2 часа, когда мы доехали до перевалочного пункта, где автобус сделал остановку, чтобы мы смогли перекусить или сходить в уборную по делам насущным, вся наша честна́я компания во главе с молодым водителем собралась на улице за одним столиком, чтобы почаевничать.
После 20-минутного привала автобус снова двинулся в путь. Заморосил дождь. Небо разом потемнело, нахмурилось, словно решало, выдать нам на-гора грозу или нет. Ребята предложили сыграть в карты (не обессудьте, тогда я не знала, что играть в них не по-христиански, грешно). Да и игра была в обычного дурака, просто так, не на деньги, хотя, как ни крути, карты есть карты. Играли в них мы по очереди, по несколько человек: сначала первые ряды в салоне, затем последние - колода была одна. Умудрился сыграть даже наш водитель за рулем. Эпатажная поездка получилась: под дождем, за картами, да задушевными беседами. Слава Богу, Господь уберег нас, беспечных балагуров, в пути.
С детишками я завела отдельный разговор, им было лет по десять, рассказала им про университет, о своих студенческих буднях. Они мне поведали о школе. В общем, никто не скучал. И тем необычнее казалась эта поездка, сдружив нас, незнакомых друг другу попутчиков, между собой.
По итогу, когда водитель в 21 - 21:30 вечера доехал до нужного мне города и должен был высадить меня у въезда в него, так как заезд в город не был предусмотрен маршрутным листом, он поступил как истинный джентльмен. Сказав, что не может оставить меня не пойми где посреди ночи, он заехал в населенный пункт. Мои попутчики его искренне поддержали (им самим до конечной точки назначения ехать оставалось еще часа два).
На городской остановке водитель остановился. Мы распрощались со всеми, как близкие друзья, пожелали друг другу счастливого пути и всех благ, и автобус поехал обратно к выезду из города. Контактов своих я студентам-парням не оставила, хотя один из них особенно рьяно упрашивал, осведомив их, что еду к любимому человеку и продолжать общение не вправе по нравственным соображениям. Мысль о том, что можно просто дружить потом, мне в голову как-то не пришла. Всегда была моралисткой в таких вопросах.
Самое милое в этой истории оказалось то, что мой возлюбленный, смиренно ждавший меня, как выяснилось, у въезда в город, как Ромео свою Джульетту, остался не в курсе наших маршрутных изменений. Неувязочка вышла. Увидев, что автобус заехал в город, он помчался следом, чтобы мне не пришлось долго ждать на остановке, и устроил мне маленькую взбучку. Совсем крошечную, для профилактики, что не сообщила, что в город заеду, а после закружил меня в своих крепких объятиях.
А я и сама знать об этом не знала. В этом городе я и была-то третий раз в жизни, поди узнай, как там транспорт ездит и куда он заезжает.
Вот такая история, братья и сестры. Ее уникальность состоит в том, что одним давним весенним днем пассажиры целой маршрутки, незнакомые друг другу, вместо того, чтобы ополчиться на весь мир из-за многочасовой задержки транспорта и испортить себе настроение гневными выпадами и агрессией, неожиданно выбрали мир, дружбу и жвачку. То есть любовь (и пребывают вовек сии три: Вера, Надежда, Любовь, но Любовь из них больше). Поняли и приняли обстоятельства, в которых автобус сломался, устали все, ждали все, замерзли тоже все. То бишь, винить было некого. Так зачем усугублять и портить себе праздник 1 мая, который по традиции как раз знаменовал "мир, труд, май"?
Прошли годы, а той поездки, хотя у меня были сотни и тысячи других, в которых тоже всякое случалось, я не забыла. Она врезалась в память. Стерлись имена и лица, но остались светлые эмоции. Благодаря тому, что пакт дружбы единогласно приняли все, кто был в транспорте. Не осталось ни одного человека, кто бы отстранился от коллектива или забился, насупившись, на краешек своего сиденья, чтобы не общаться. Все вовлеклись в разговоры и всеобщее веселье. А меня и вовсе назвали солнышком, сказав, что это я зажгла всю маршрутку своей энергетикой, радостью и позитивом. Это дорогого стоит.
Думаю, несмотря на то, что о Боге в тот день не говорил никто, Он был с нами. Незримо. В маршрутке, которая везла нас навстречу к нашим любимым близким в дождливый пасмурный день. Господь был с нами потому, что мы, случайные попутчики, которые никогда больше друг друга не видели, исполнили одну из главнейших Его заповедей: "Возлюби ближнего, как самого себя". И сделали это искренне, беззаботно, легко, открыто. А не поддались осуждению, гневу, усталости. Сделали шаг навстречу свету и добру, и негатив долгого ожидания канул в лету.
Бог был с нами, когда водитель принял решение заехать и завезти меня в город, а не оставлять на пустынной ночной трассе одну. Все эти действия были Его заботой. И знаете что, братья и сестры? Я даже рада, что в тот день автобус задержался на 3,5 часа и обычная рядовая поездка превратилась в особенное путешествие, в котором на первый план вышли общечеловеческие ценности. Такие поездки должны быть в жизни каждого.
Слава Богу за все! Всем счастья и добра! Храни вас Бог!