Найти тему
Книжная башня

Книги внутри книг

Изображение взято с сайта https://lifehacker.ru/starye-knigi/
Изображение взято с сайта https://lifehacker.ru/starye-knigi/

Книги, в которых своеобразными "действующими лицами" выступают тоже книги - они как лабиринт. Написать подобный опус так, чтобы он не вышел чистой радостью одних библиофилов, но был бы чем-то понятен и близок обычным читателям - это тонкий лёд. Если книга внутри книги ещё и апеллирует к другому времени - то автор должен быть мастером вдвойне: совместить в одном тексте разные стили, жанры, манеру письма, соединить сюжеты так, чтобы и "наружний", и "внутренний" одинаково интриговали и увлекали. Если это удаётся, получается бомба.

На примере двух прекрасных романов, где главные роли отводятся книгам - "Имя розы" Умберто Эко и "Клуб Дюма, или тень Решилье" Артуро Переса-Реверте - мы хотим составить некий список. Список того, что, по нашему мнению, должно быть в таких произведениях, что будет держать читателя до самого конца, что придаёт колорит и атмосферность. Что, в конце концов, приводит авторов к успеху и заставляет нас искать эти компоненты в других книгах снова и снова.

В тексте будут спойлеры, поэтому если не читали эти два романа - дальше на ваш страх и риск)

Итак, и Эко, и Перес-Реверте строят центральные сюжеты вокруг некоей таинственной книги. В "Клубе Дюма" об этой книге у персонажей уже есть начальная информация: известны автор, название и о чём она. В "Имени розы" главным героям только предстоить выяснить, что же это за книга. Во второстепенных сюжетных линиях также фигурируют другие тома и даже целые библиотеки, что лично мне доставляет особое удовольствие - потому что бОльшая часть упомянутых в текстах фолиантов реально существуют. Какое наслаждение - обнаружить такую образованность и широту кругозора писателей! Но я отвлеклась)) Первый "крючок", на который цепляют читателя - это уникальность той книги, которая фигурирует в романах. Утраченный ли это второй том "Поэтики" Аристотеля или труд по демонологии "Девять врат в царство теней" - их объединяет то, что они единственны в своём роде. Персонажам (а через них и читателям) авторы сразу дают понять: это бесценные редчайшие фолианты, подобных им нет. Кстати, одна из двух книг - вовсе не плод фантазии писателя ;-)

Именно уникальность возводит эти книги в разряд сокровища, за которое можно и... убить. Единичность - это то, что оправдывает сам сюжет, всё, что будет происходить с героями. И это плавно приводит нас ко второй составляющей, без которой "Клуб Дюма" и "Имя розы" не были бы столь притягательными: к детективу. У Эко сюжет построен на классическом расследовании: два героя, учитель и ученик, пытаются разобраться в череде убийств в отдалённом итальянском аббатстве, ищут вход в загадочную библиотеку, разгадывают тайны монахов, и все нити ведут их к ней - той самой книге. И хотя темп повествования в "Имени розы" достаточно спокойный и размеренный, перемежается философскими и религиозными спорами, без какого-то дикого экшна - напряжение постоянно виртуозно нагнетается. Читатель осознаёт, как велики здесь ставки - ведь люди гибнут, происходят пугающие события, опасность угрожает самим главным героям. Преступления, связанные с бесценными книгами, попытки персонажей разгадать все загадки прежде, чем неведомый убийца нанесёт удар - это мякотка)) это тот ингредиент, что превращает монографию по медиевистике в увлекательное художественное произведение. В романе Переса-Реверте тоже есть расследование, но оно более "книжное": главному герою нужно установить подлинность и авторство тома, попавшего к нему. И по мере того, как Лукас Корсо, перемещаясь по Европе, находит разные будоражащие странности в фолианте, с самим Дином и теми, кто его окружает, начинают тоже происходить всякое: метаморфозы, мистика, убийства. Герой не расследует их в привычном смысле слова, скорее, он пытается уловить закономерности, выжить и довести своё дело до конца. Чувство опасности, привкус страха, превращение привычной реальности во что-то, что не в силах постичь человеческий разум - это не только то, что испытывает Лукас Корсо. Это то, что проникает под кожу читателю, заставляет его не отрываться от романа, пока не станет понятно - реален ли дьявол или это только выдумка сумасшедшего средневекового печатника?

Книги, которые в книгах, должны быть таинственными, загадочными, а значит, являться в уравнении сюжета той самой неизвестной переменной икс. То, что исследовано до конца, проверено, подтверждено или опровергнуто - не таинственно, и не способно разжечь неутолимый читательский голод. Возьмём побочный сюжет из "Клуба Дюма", в которой речь идёт о "Трёх мушкетёрах". Наверное, нет на свете человека, который бы не знал, о чём эта книга. Максимально не загадочное произведение, прочитанное и изученное от корки до корки. Однако можем ли мы сказать так о некоей неопубликованной рукописи ещё одной главы "Трёх мушкетёров"? Нет, и вот тут начинается вся прелесть)) У персонажей не должно быть всей полноты картины, они не должны брать ответы из воздуха (вспомнилась опять Тесс Геритсен с её "шедевром"). Какая-то часть мозаики должна оставаться без фрагментов до самого конца. Поиск точных сведений - вот задача главных героев, а книги должны манить их загадкой, сводить с ума. При этом, кстати, речь совсем необязательно должна идти именно о древних книгах (хотя для меня как для историка это просто ещё одна отдельная любовь). В "Библиотекаре" Елизарова или в "Колыбельной" Паланика книги, которые также двигают сюжет, вполне себе современные и почти свежеизданные. Однако не менее таинственные и волнующие.

На всё вышеперечисленное должна работать и атмосфера в романах. Во-первых, она должна соответствовать заявленному сеттингу: если речь о средневековой Европе, то, например, книги на китайском или женщина-следователь (привет повестке) испортят всё безнадёжно. Потому что утраченный том "Поэтики" Аристотеля мог находиться в библиотеке итальянского монастыря в 14 веке, а какое-нибудь "Троецарствие" Ло Гуаньчжуна - категорически нет. Это разрушит доверие читателя сразу же, и всё повествование будет выглядеть фальшивым и дешёвым. Когда мне попадаются такие опусы, где речь вроде бы идёт о какой-нибудь Англии века этак двенацатого, и вот в этой Англии бойкая образованная (!) крестьяночка (!!), знающая латынь и медицину (!!!), начинает учить жизни какого-нибудь лорда (!!!!) - я падаю. От смеха. Анекдот же. Во-вторых, атмосфера должна становиться для читателя этаким приятным бонусом (в котором можно будет подробнее покопаться и проанализировать), оставлять послевкусие и в целом отвечать за эмоциональное восприятие книги читателем. Атмосфера формирует наши воспоминания о книге. Умберто Эко и Артуро Перес-Реверте здесь справились на двести процентов. Что приходит на ум мне, когда я думаю об их прозведениях? Запах старых книг, кожаные переплёты, латинские названия, кварталы Синтры и Толедо и монастырь в горах, таинственные библиотеки, культы, дух чего-то, что мне не пережить в реальности. Магия слова писателей - вот как бы я это назвала, та единственная магия, существование которой я признаю)))

Вытекающий из предыдущего фактор, который делает "Имя розы" и "Клуб Дюма" такими великолепными - это образованность авторов. Я уже упомянула об этом: невозможно написать шедевр, если ты не разбираешься в теме и хорошо если прочитал пару статей из Википедии. Вспоминаем, что Умберто Эко был учёным-медиевистом, профессором Болонского университета, а Артуро Перес-Реверте - наследник библиотеки в пять тысяч томов и военный журналист. Да, не из каждого образованного человека получится великий писатель, но каждый великий писатель - определённо исключительно образованный человек. Мадлен Миллер, превратившая Патрокла в феминиста, защитника прав женщин в военном лагере древних греков, определённо прогуляла все лекции. От базы же знаний в самых разных областях гуманитарных наук, вложенных в "Имя розы" и "Клуб Дюма", я бьюсь в экстазе)) причём авторы не делали ничего нарочито: это изящные вкрапления, переданные через диалоги персонажей - например, через религиозные споры разных монашеских орденов или через описания процесса книгопечатания в Средние века. И всё это не ради заочной похвалы коллег по цеху или читателей, нет, это действительно фундамент, на котором построены вселенные писателей.

Я жду новые имена в плеяде авторов, пишущих книги о книгах. Очень надеюсь, что прочитаю когда-нибудь что-то прекрасное и таинственное о русских книгах. Возможно, сожжённый второй том "Мёртвых душ" или загадочная рукопись-окончание "Штосса"ещё найдут своё воплощение на страницах, написанных кем-то другим.

Изображение взято с сайта pinterest
Изображение взято с сайта pinterest

#рецензиянакниги #отнины #умбертоэко #имярозы #артуропересреверте #клубдюма #книгиокнигах