Вот такие любопытствующие вопросы начинают лезть в голову, когда попадаешь в мастерские «Палехский иконостас», куда могут спокойно попасть туристы по предварительному запросу.
Теперешнее градообразующее предприятие возникло из придомового гаража 90х. Все благодаря нынешнему директору, а тогда палехскому художнику, который загорелся древним ремеслом и масштабировал его. 2023 год уже полностью расписан, - очередь-с.
Ведь на одно изделие уходит от 8-10 месяцев. Причем ни одно из них не повторяется полностью, то есть, нет типовых проектов под копирку. Все храмы разные, как и пожелания заказчиков. Благо создание происходит этапами, и объем производства не остается единичным.
Начинается все с дизайнеров, которые, ориентируясь на старые фото и книги, реализуют эскиз и финальную визуализацию иконостаса. Объемные элементы вылепливают из особого пластилина, сканируют в 3D и загружают модель в станок с ЧПУ. Машины, конечно, быстро все воспроизводят в дереве, однако требуется чистовая доводка от живых резчиков.
А вот дальше я увидел, пожалуй, самый крутой этап – нанесение сусального или листового золота. Берешь листик микронной толщины из книжечки стоимостью, как несколько твоих зарплат, и наносишь кусочек за кусочком на рельефную поверхность, разогревая дыханием. Завораживающий процесс. Кстати, переплавку обычного золота в сусаль здесь наладили единственное в России.
Большая доля времязатрат, конечно, приходится на роспись. Художники делятся на доличников: кто пишет одежды, фоны, декор, и личников – высший ранг, позволяющий трудится непосредственно над образами икон.
Требуется только мастерство, степень воцерквленности никто не проверяет и не заставляет молиться в обеденный перерыв.
Так что если, вдруг, кому нужен домашний иконостас, вы знаете, куда обращаться! Расценки стартуют от ста тысяч за квадрат…