У нас очень давно лежали карточки Домана, кубики Зайцева, разные азбуки. Лежали и пылились, и ждали своего часа, пока в один прекрасный день младший сын не начал читать. Вот так запросто, как по мановению волшебной палочки, он взял и прочитал свои первые слоги: “СА”, “ПА”, “ТА”, “МА”. Конечно, перед этим я дала краткую инструкцию: “это С, это А, вместе - СА”, думая, поймет ли он сейчас принцип буквосложения или еще подождать с чтением (я не сторонница форсировать события, особенно если речь идет о ребенке с ЗПРР). А он возьми и прочитай все остальные, да еще и дополнительные, которые пришлось сочинить на ходу, пока пошла волна интереса. На следующий день уже читались простые слова типа “СОК” и “КИТ”, были вытащены на свет божий все карточки, весело раззвенелись кубики Зайцева… Мы рукоплескали - сын читает!
В такой момент самое важное - не упустить его, этот момент. Карточки карточками, они вскоре стали элементом ежедневных рутинных занятий, раж от их прочтения закончился, и дабы не превратить чтение в “скукомотину”, как говорит старший сын, нам срочно нужны были игры на основе букв!
“ЗВЕРОБУКВЫ” оказались как нельзя кстати. Яркая карточная игра с разноцветными буквами и картинками животных не ассоциируется у ребенка с академическими занятиями чтением, хотя играя, он только этим и занимается - чтением. Такого эффекта я и ждала от игры, а точнее, как оказалось, от сборника игр. Вообще-то, это весьма энергозатратно - каждый раз придумывать занятия с вау-эффектом лишь бы у ребенка не пропадал интерес. “Зверобуквы” в какой-то степени выручили меня по части придумывания игр. Я перечислю весь список, какими играми мы развлекались - модифицированными из инструкции, придуманными самостоятельно. Список еще не закончен, периодически появляются новые варианты, но эти - наиболее устойчивые.
ПРОЧИТАЕШЬ - ЗАБЕРЕШЬ. Поскольку к моменту приобретения игры младший сын уже читал простые слова, то эта игра оказалась в нашем списке первой. Мы ее сами придумали. В стопку складываются все большие карточки с рисунками, надписью внизу, сверху прикрываются карточкой с алфавитом рубашкой вверх. Рубашка приоткрывает карточки в колоде так, чтобы была видна только надпись. Если ребенок прочитывает надпись - карточку забирает себе. Если нет - карточка остается у мамы. Победил тот, у кого больше карточек. Усложненный вариант - чтение на скорость. За 10 секунд прочитал - карточка твоя. Не прочитал - моя, то есть, мамина.
МЕМОРИ+. Сын обладает цепкой визуальной памятью, поэтому в мемори обыгрывает всех и всегда. А выигрывать - его любимое дело. В наборе зверобукв есть много дополнительных букв, как раз для мемори. Мы играли с ними, составляя большие квадратные сегменты из буквенных пар. Почему “мемори+”? Потому что после выигрыша ребенку предлагалось составить любое слово из букв, которые вскрылись. Разумеется, все заранее было спланировано мамой и буквы каждый раз легко складывались в “дятла”, “ехидну”, “книгу”...
ЛОТО. Играть в лото приглашались и папа, и старший сын. Это веселая игра на развитие внимательности и быстроты реакции. Суть в том, чтобы быстрее всех сообщить, что в названиях твоих карточек есть та буква, которую вытащил из колоды ведущий. От ведущего требуются миротворческие способности, поскольку иногда возникают конфликты на почве того, кто вперед крикнул и кого надо раскулачить.
БАЛДА. С младшим сыном балда была модифицированной - из “позвоночника” длинного слова, лежащего по вертикали, он составлял слова коротенькие из 3-4 букв, добавляя недостающие к “позвонкам” по горизонтали. Этакая упрощенная форма кроссворда.
ГОРЕЛКИ. У классических горелок суть состоит в том, чтобы быстрее остальных составить слово из открытых букв и забрать все карточки, которые оказались на игровом поле. У нас все было проще: буквы поделились поровну на участников, каждый по очереди выкладывал букву из своей колоды, и если выпадали две подряд одинаковые буквы, тот, у кого была вторая одинаковая, забирал все открытые до этого буквы. Понятно объяснила, надеюсь…
“ГОРОДА”. Все знают игру в города, это устная игра, мы же сделали вариант карточной. Очень полезная оказалась для фонетического восприятия, не говоря уже о грамматическом. Первый игрок выкладывает слово, скажем, “КОТ”, второй игрок должен выложить слово на последнюю букву “кота” - “Т”, например, “ТАЗ”. Очередь третьего - “ЗАЯЦ”. И так, пока не проиграет тот, кто не сумеет придумать слово. Подобрать буквы из кучки мы поможем, главное - придумать.
В титульную игру, которая первой описана в инструкции и представлена на видео, ребенок играл с неохотой, видимо, ему она была скучна. Но то количество игр, которое мы придумали себе и узнали из общения с семьями, в которых тоже живут “Зверобуквы”, вполне компенсировало отсутствие в нашей игровой практике нескольких “официальных” игр.
“Зверобуквы” стали у компании “Банда умников” первой игрой для обучения чтению. С “Бандой” мы знакомы давно как с брендом, выпускающим математически ориентированные игры. Они подкупают ребятню своей красочностью, ненавязчивым обучающим моментом (до старшего сына только сейчас дошло, что эти игры я подсовывала ему в качестве учебного материала, а не развлекательного), понятностью правил. Всю математику от “Банды” старший ребенок уже давно утащил в школу в шкафчик настольных игр, “разминают мозги” на переменках и факультативах. А младший оказался тяготеющим к слову, “Зверобуквы” без его разрешения брать нельзя. Надеюсь, что “Зверобуквы” не останутся единственной игрой среди “гуманитарных”, а “AnimalWords” (в которую мы не успели поиграть - выросли) станет не единственной для тех, кто постигает английский язык...
Жанна Алибулатова