Найти тему
Об аутизме изнутри

Про первые полгода в школе, или немного подытожим

Доброй ночи, уважаемые читатели)

Вот и школьные каникулы подходят к концу, а я только это осознала.

Наш декабрь, как, впрочем, весь этот месяц у других одноклассников Захара выдался малопродуктивным в плане посещения школы - то с температурой, то с непонятно откуда взявшимся кашлем мы очень много дней занимались дома и с Захаром, и с Машей, которую тоже болезнь стороной не обошла. Захару вроде бы проще - у него аденоиды удалены, поболел ребенок, выздоровел, все - вернулся к привычной жизни, сестре сложнее - показаний к удалению аденоидов пока, слава Богу, нет, но увеличиваются они будьте-нате во время заболевания, вызывая тем самым и гнусавость, и заложенность, и покашливание на следующие недели две, а то и месяц.

Зато было у нас, у родителей, очередное собрание за неделю до конца четверти. Переживала. Несмотря на то, что Захарка и так редко в школу ходил, сильно не успевал устать от уроков и обязанностей, и на его поведение как в октябре мне не жаловались, а все равно волнительно было. Перед собранием я собрала информацию у других родителей: нет, Захар в общем и целом спокоен, детей не обижает. У нас сложился пока родительский "кружок" из мам, которые сопровождают по тем или иным причинам детей в школе. От этого кружка я периодически узнаю новости: Захар раскачивался на стуле в столовой за обедом, упал вместе с ним, покричал и поплакал, бил пол, наказывая его тем самым. Потом бегал на переменке к аквариуму с рыбками в холл, но тут надо сказать спасибо привыкшей к Захаркиным выходкам ассистенту: она сама мне потом рассказывала, что теперь уже спокойнее относится к подобным убеганиям Захара, и сама за ним не бегает. Я еще в сентябре специалистам советовала спокойнее к такому бегству относиться, не дергаться так сильно, но, видимо, педагогам тоже необходимо самим привыкнуть к различным ситуациям и выработать свои шаблоны реагирования на них.

В общем-то, учителя потихоньку привыкли к ребятам, первоклассники, надеюсь, тоже привыкли хотя бы ко взрослым в школе.

На собрании я узнала, что болеет у нас две трети класса, болеют дети подолгу и каждый со своими осложнениями. Захар смог поучиться буквально недели полторы за весь первый месяц зимы. К концу году вышел.

Так вот, завтра будет второй консилиум специалистов, плановый, но, как сказала учитель, уже посвященный в большей степени учебному процессу - освоению программы. Меня пока не позвали. Надеюсь, завтра в 9 утра не услышу звонок из школы, а то с детьми приду)

Посмотрела я на декабрьском собрании результаты диагностики, проведенной учителем на конец года. Если Захарка в школу пришел с высоким уровнем знаний, то сейчас в разрезе уже по предметам мы видим такую картину:

- Русский язык - уровень высокий. Ребенок хорошо справляется с буквами, звуками и анализом слов, знает, как буквы пишутся, как печатаются, почти без ошибок раскрашивает твердый и мягкий согласные, пока помнит гласные. Пока - это основное слово, оно не только к гласным звукам относится - не будет тренировки и повторения, все забудется очень быстро и легко.

- Математика - здесь стало чуть хуже - не могу другого слова подобрать, но оно не очень-то применимо к данной теме. Уровень знаний - средний. В целом, причин для беспокойства по сути нет - в классе Захар не на последнем месте, и нагрузка большая, и много информации, но - и в этом вся я - опять мы столкнулись с тем, что Захар выполняет с ошибками пять заданий из пяти, хотя сравнение чисел - тема пройденная и освоенная когда-то недавно сыном. А вот поди ж ты, ладно, эти линии - луч и отрезок, кривая и ломаная - тут запутаешься, и тема новая, но предложив Захару такие же примеры, где он в школе ошибок наделал, назавтра решить дома, я получила абсолютно все правильные ответы. И пугает меня именно такая постановка вопроса. Сын может забыть, может зависнуть, может запутаться, может вообще перепутать необходимые действия - тут мало с ним тему "съесть", надо еще до такой степени автоматизировать, что ли, процесс понимания совершаемых действий, что дурно становится. Очень мне охота соломки повсюду раскидать, чтобы все тылы прикрыты были. Но сие же невыполнимо. А вот по глупости, по невнимательности запороть все, не показать свое действительное "я могу, я знаю, я умею" - это обидно и боязно в плане дальнейшей учебы.

- Окружающий мир - тот предмет, к которому я действительно придираться не могу и не буду - эти знания и темы для Захарки пока действительно сложны. Но пока средний уровень, не паникую.

Психолог рассказала про тревожность детей, что сейчас она уже ниже, чем в сентябре-октябре. Логопед озвучила проблему практически всего класса - это и рассказ по последовательности картинок, и пересказ текста, и звукопроизношение. Эти трудности у Захара на поверхности лежат.

Этот Лис чем-то ой как похож на Захара
Этот Лис чем-то ой как похож на Захара

А учитель, когда я после собрания подошла к ней за тетрадкой, рассказала, что к Захаркиным хождениям по классу во время урока она привыкла и относится к ним спокойно, хотя для меня - это дефицит опять-таки, с которым работать надо - дальше это хождение может обернуться чем-нибудь более серьезным. Но в один из последних учебных дней Захар, например, пока учитель классу объясняла тему, подошел к доске и стер линии, которые учитель заранее там начертила. "Я, - говорит, - оборачиваюсь, а там Захар губкой мои заготовки стирает".

Учитель мне это улыбаясь рассказывала, но моя голова уже выделила основное: 1. Работа с хождением во время урока; 2. Разъяснения, что доска - это для учителя, трогать нельзя; можно, только если тебя учитель вызвала, и ты выполняешь какое-то задание у доски.

Находясь в классе с сыном, я с помощью таймера, переключения внимания Захара на поощрение за хорошее поведение после уроков, постепенно, да уменьшила бы бесцельное блуждание по классу, может, в дальнейшем и удалось бы полностью свести такое поведение на нет. Но тьютор и учитель говорят, что для Захара пока это нормальное поведение, что во мне рядом нет необходимости, что это особенности адаптации ребенка, что это не мешает ни ему, ни одноклассникам, ни педагогам.

Но вот диктант слогов, я о нем уже упоминала, сын не стал писать - он в это время по классу ходил и на уговоры учителя сесть за парту не реагировал. Это не дело, конечно. Вот уже и ближайшие цели для работы как с поведением Захара в классе, так и с механизмами для работы с таким поведением у тьютора и учителя обозначились. Надеюсь, меня услышат все стороны-участники процесса, и мы продвинемся в этом отношении.

Всем нам успехов и достижения поставленных целей!