Вы замечали, что реакция на многие ситуации в жизни начинается одинаково: «Да не может такого быть!». А зачастую шутки заводят со слов: «Вы когда-нибудь замечали, что…» Объединяем эти фразы и получаем основу хорошей комедии — жизненные происшествия с выдумкой. Вот только выдумка иногда выходит за допустимые границы, и тогда рождается фарс. И юмор превращается в рассадник паразитических идей, ведь мысль в форме шутки легче воспринимается. Подробнее в этом механизме предлагаем разобраться на примере белорусского стендапа.
Занесло раздольным ветром
У нашего народа есть негласное правило: если в каком-то конкурсе в другой стране участвует белорус, за него нужно непременно болеть. Это касается всего. Вот и в российском стендапе, который выходит на телеканале ТНТ, у нас был свой пример гордости — Слава Комиссаренко. Высокий, светловолосый, широкоплечий — ну будто портрет среднестатистического белорусского деревенского мужика. Вот только вместо того, чтобы использовать свои природные физические данные в наших необъятных полях, он пошел рубить шутки на большую сцену. И самое смешное, что политическая позиция комика была заметна изначально, но тогда было принято бросить хотя бы нелепый смешок, нежели показать свое недовольство шуткой и спровоцировать конфликтную ситуацию. Как итог: Слава выступает где-то на польских просторах (но программа почему-то на русском языке), а народ над политическими шутками больше не смеется.
Но это в России. Можно было бы сказать «не у нас», если бы наше телевидение не базировалось большей частью на российском. А с экрана оно всегда громче получается. В Беларуси же политические шутки главным образом извергались со сцены.
Еще года три назад в одном Минске наблюдалось засилье стендап-вечеринок. Многие проходили в барах, но открывались и тематические площадки. Для яркого примера возьмем стендап-клуб на улице Куйбышева. Автора данной статьи (далее — меня) занесло туда абсолютно случайно. Просто был день рождения, а поскольку я живу «как год встретишь, так и проведешь», новую 365-дневку своей жизни мне захотелось встретить как-то по-особенному. Поэтому выбор пал на всеми путями обходимый ранее стендап.
Стендап — комедийное выступление, в котором комик обращается непосредственно к зрителю с монологом собственного сочинения, отображающим наиболее интересующие его темы.
Кстати, вечер прошел довольно неплохо, поэтому повторился еще пару раз. Но на последнем я гордо плюнула на это комическое действо со словами: «Больше никогда!» А теперь подробнее о том, что же пробудило во мне такую эмоцию.
Нет, стоит признать: первый концерт прошел удачно. Наверное, сыграл тот факт, что все было в диковинку. Да и просто интересно примерить на себя новую атмосферу, посмотреть, насколько ты в нее вписываешься. Поначалу было немного страшновато, казалось, будто тебя засунули в чан со взрослыми остроумными дяденьками. Вскоре же пришло понимание, что они обычные люди, но с обширным набором комплексов. Соглашусь, не все, и это сразу видно по комику.
Так вот что касается шуток. С первого концерта я хорошо запомнила одного из стендаперов, который несколько минут наглядно показывал (в виде пантомимы, конечно), как Россия войдет в состав Беларуси и станет расширенной Могилевской областью. Да, про политику, вернее, про политическую карту мира, но смешно и как-то даже патриотично. Жаль только, что эту шутку я послушала дважды — потом еще на сольном концерте этого же комика. Второй раз уже не так смешно.
Подозрения в неполной состоятельности жанра начали появляться на концерте четвертом, который был посвящен дню белорусского языка. И вот тогда я с огорчением обнаружила, что из всех комиков действительно смешно выступил максимум один, а остальные шутки в зал кидали либо политические, либо пошлые. Обидно, когда родной язык, наша «мілагучная мова», используется в таком примитивном направлении. Окончательно же бросить посещения стэндапа я решила после следующего концерта, на котором у приглашенного блогера на протяжении полутора часа пытались выудить ответ, «чей же Крым». Правильный — в их понимании.
Сдуло за польские заборы
Где-то весной 2020 года белорусский стендап столкнулся с серьезными проблемами. Набирающая обороты пандемия коронавируса заставила народ уменьшить свою социальную активность и проводить больше времени в домашних стенах. Комики в своем роде тоже артисты, и без зрителя их деятельность невозможна. Поэтому многие из них не превращают стендап-выступления в основной источник заработка. Для них это скорее способ преодолеть свои внутренние психологические барьеры, проработать моральные травмы, взглянуть на себя со стороны, то есть прочитать в глазах зрителя ответ на волнующий его вопрос о себе. Разве это не удобно, когда тебе разрешают выговориться на глазах у толпы, а потом еще и деньги за это платят?
Стать стендап-комиком может каждый — для этого проводятся бесплатные вечеринки под названием «Открытый микрофон».
Но вот наступает пора ковидного затишья, посещения резко идут на спад, а бизнес как-то надо спасать. Именно в тот период сооснователь взятого нами для примера стендап-клуба Дмитрий Нарышкин обратился за помощью ко всем… назовем их неравнодушными. Был объявлен сбор средств на поддержку заведения, но, если честно, лично мне тогда очень хотелось, чтобы они все-таки закрылись. Просто в какой-то момент одно большое неприятное воспоминание перекрывает несколько маленьких хороших. Однако, видимо, нашлось достаточное количество заинтересованных в том, чтобы модный белорусский стендап выжил, поскольку каким-то образом им удалось выбраться из финансовой ямы и продолжить деятельность. Любопытно, не уехали ли потом эти доброжелатели в Польшу?
С ними точно сказать не могу, но вот по поводу основателей клуба ответ имеется. Тот самый ранее упомянутый Нарышкин в начале 2021 года давал интервью одному ресурсу, в котором поделился такой информацией: «Раньше среди нашей аудитории было как минимум 30% работников IT, сейчас — около 10%». На основе каких статистических данных выводились данные показатели, не совсем ясно. Да и стоило ли вообще зацикливаться на той части аудитории, которая находится в меньшинстве? Но каждый выбирает для себя смотреть в ту сторону, которая кажется ему наиболее привлекательной.
И вот примерно летом 2022 года Нарышкин отправился на ПМЖ за пределы Беларуси — в Польшу. Там он сейчас снимает сольные концерты на белорусском языке, а часть заработанных денег отправляет «на благотворительность», если так можно назвать помощь украинцам, пострадавшим от СВО.
Опытные стендаперы тоже порой выступают на таких мероприятиях, ведь для них это хороший способ проверить качество материала.
«Шутить можно разве что про отношения и домашних животных», — так недавно охарактеризовал ситуацию в белорусском стендапе второй сооснователь клуба Павел Родевич, который также переехал в Польшу. Во-первых, шутили комики на эти темы и так большей частью. Во-вторых, какие претензии к домашним животным? В конце концов, на политические шутки зрители зачастую смеются, дабы не прослыть занудой, а бытовые темы касаются каждого из нас, поэтому ими намного легче вызвать искреннюю улыбку. Кстати, свои монологи Павел тоже теперь готовит на белорусском. Похоже, у нас тут намечается захват Польши белорусской диаспорой!
Непостоянный смех
И вдруг в конце 2022 года, когда мои старые эмоции уже почти забылись, я решила проверить, как сейчас обстоят дела у этого стендап-клуба. Оказалось, что он все еще жив, проводит концерты, имеет неплохой запас комиков. И тут началось нечто наподобие перезагрузки. По крайней мере, все старые страницы в соцсетях теперь неактивны, а новые созданы в начале ноября. Что же по шуткам?
Комики, показавшиеся мне вполне приятными людьми три года назад, все еще в строю. Понятия не имею, какие мысли прячутся в скрытых уголках их сознания, но «неудобных» шуток они себе не позволяли, а в своих соцсетях публикуют только отвлеченные посты.
Идрак Мирзализаде, талыш по национальности, белорус по паспорту, участвовал в протестах 2020 года, после чего уехал в Россию. Но и там не прижился — в августе 2021-го МВД России признало нежелательным нахождение комика на территории страны из-за ксенофобской шутки. Он рассказал историю про то, как снимал квартиру и выбрасывал оттуда «обосранный матрас». И добавил: «Предыдущие съемщики, если что, русские».
А вот французам, по мнению Идрака, позволено больше. Цитируем: «Французы — великая нация и могут позволить себе быть националистами». Теперь въезд на территорию России ему запрещен до 2035 года. Причем срок сократили не так давно — ранее он был пожизненным.
К сожалению, таких по-настоящему сильных комиков можно выделить только троих. И, конечно, они выступали последними. К слову, не всем посетителям удалось дождаться качественного шоу — некоторые уходили после первого-второго монолога. Среди публики встречались и откровенные неадекваты. Например, один парень весь вечер гейским голосом заявлял мужчинам-комикам о своих неприличных желаниях в их отношении. Но надо признать: опытные комики общались с ним так, что неуместные выкрики переходили в неплохую импровизацию. Откровенно политических шуток в обойме выступающих не встречалось, хотя парочка около политики шагающих все-таки попадалась. Видимо, в 2022 году среди некоторой части населения все еще модно жаловаться на то, как твои родители-мигранты между Европой и Беларусью выбрали Витебск.
Шутки шутками, но юмор — одно из мощнейших оружий пропаганды. Политика в ее обычном, неприкрытом виде накручивает нам тревожные мысли, заставляет переживать, волноваться. Но стоит сверху накинуть на нее легкое покрывало юмора, как тон новости или мысли сразу меняется, становится как-то легче и проще воспринимать тяжелую информацию. Нет, смеяться можно не над всем, но где позволительно, там стоит попробовать. Любая глупая песня из рекламы держится в человеческой памяти дольше, чем серьезная информация о животрепещущих событиях. Мозг человека так устроен: старается отодвинуть на задворки неприятное и пододвинуть поближе милое или веселое. А поставку последнего обеспечивает именно юмор.
Текст: Эвелина Бурбуть
Фото: sntch.com, yandex.by, youtube.com и из открытых источников