Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Глобальная ревизия кино. Фильм женщины-режиссера впервые победил в голосовании за 100 лучших фильмов всех времен

Оглавление

Каждые 10 лет британский журнал Sight & Sound проводит международный опрос кинематографистов, по итогам которого составляется список 100 лучших фильмов всех времен. И если все это время первое место уверенно занимал «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, а в топе неизменно находились Бергман и Эйзенштейн, то в декабре 2022 ценности и критерии вдруг резко изменились.

Женский реванш

В десятку лучших попадает гомоэротическая «Красивая работа» Клер Дени 1999, неожиданно перепрыгивая с 78 места в списке 2012 года сразу на седьмое десять лет спустя.

«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (Ш. Акерман, 1975)
«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (Ш. Акерман, 1975)

А трехчасовая история проститутки, которая ножницами закалывает клиента, — фильм Шанталь Акерман «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» — поднимается с 36-го в 2012 на первое место в 2022. Проголосовавшие критики пишут, естественно, об окончательном признании женского кино, ведь «Жанна Дильман» уже долгие годы носит титул чуть ли не феминистского манифеста.

Однако что мешало этим же критикам, часто людям уважаемым, далеко не молодым и занимающим свои почетные редакторские или кураторские должности десятилетиями, признать этот фильм раньше, проголосовав за него в 70-е, 80-е — да хотя бы в том же 2012, когда режиссер Шанталь Акерман еще была жива?

«Полуденные сети» Майи Дерен, 1943
«Полуденные сети» Майи Дерен, 1943

И насколько вообще правомерно сравнивать между собой кино художественное, зрительское, массовое с фильмами-не-для-всех, экспериментальными и маргинальными, коим «Жанна Дильман» безусловно является? Так, на 16 место попал сюрреалистический фильм «Полуденные сети» Майи Дерен — абстрактная работа, которая создана для показа в галереях, но никак не в кинотеатрах. Про режиссера-экспериментатора Майю Дерен вспомнили спустя столько лет только по половой принадлежности? Или потому, что она родилась в Киеве?

Как бы то ни было, женщины наконец-то отвоевали себе место под солнцем, потеснив Эйзенштейна и Бергмана. Отныне «Броненосец «Потемкин» занимает всего лишь 54-е место в голосовании критиков и 93-е в голосовании режиссеров. Хотя, думаю, все эти режиссеры и критики, если они не дураки, то вполне отдают себе отчет в том, какой фильм заслуживает титула «Лучший фильм всех времен» и прекрасно понимают, что 54-е место Эйзенштейна на фоне 30-го места для посредственного «Портрета девушки в огне» Селин Скьямма, о которой через сто лет вряд ли вспомнят, — это не более чем условность. (Зато успехом Скьямма были посрамлены «доброжелатели» Марии Кувшиновой, которая первой уловила тенденцию и всюду рекламировала этот фильм.)

«Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, 1929 г.
«Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, 1929 г.

Советские режиссеры

Современное российское кино в списках предсказуемо и справедливо не представлено. Что касается советского наследия, то в топ-100 критиков названы следующие картины:

  1. «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, 1929 г. — 9 место,
  2. «Зеркало» А. Тарковского, 1975 г. — 31 место,
  3. «Сталкер» А. Тарковского, 1979 г. — 43 место,
  4. «Броненосец «Потемкин» С. М. Эйзенштейна, 1925 г. — 54 место,
  5. «Андрей Рублев» А. Тарковского, 1966 г. — 67 место.
«Андрей Рублев» А. Тарковского, 1966 г.
«Андрей Рублев» А. Тарковского, 1966 г.

В голосовании режиссеров в топ-100 вошло 8 советских фильмов:

  1. «Зеркало» — 8 место,
  2. «Сталкер» — 14 место,
  3. «Андрей Рублев» — 26 место,
  4. «Человек с киноаппаратом» — 30 место,
  5. «Иди и смотри» Элема Климова, 1985 г. — 41 место,
  6. «Восхождение» Ларисы Шепитько, 1977 г. — 72 место (что символично: между «Земляничной поляной» и «Седьмой печатью» Бергмана!),

7. «Броненосец «Потемкин» — 93 место,

8. «Цвет граната» Сергея Параджанова, 1968 — 93 место.

 «Семь самураев» Акиры Куросавы, 1954
«Семь самураев» Акиры Куросавы, 1954

Впрочем, когда «Семь самураев» Акиры Куросавы опускается на 14-е место в режиссерском голосовании и аж 20-е в списке критиков, хочется бойкотировать этот журнал и его издателя Британский киноинститут раз и навсегда. Но мы делать этого не будем, потому что фильм, если это действительно великий фильм, жил, жив и будет жить. Кроме того, почти все представленные в списке фильмы достойны внимания и обсуждения.

Топ-10 фильмов всех времен

Напоследок опубликую здесь топ-10 фильмов всех времен по версии критиков образца 2022 года (всего проголосовало более 1600 человек):

  1. «Жанна Дильман, Набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», Шанталь Акерман, 1975 г.
  2. «Головокружение», Альфред Хичкок, 1958
  3. «Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941
  4. «Токийская история», Ясудзиро Одзу, 1953
  5. «Любовное настроение», Вонг Карвай, 2000
  6. «Космическая одиссея 2001», Стэнли Кубрик, 1968
  7. «Красивая работа», Клер Дени, 1999
  8. «Малхолланд Драйв», Дэвид Линч, 2001
  9. «Человек с киноаппаратом», Дзига Вертов, 1929
  10. «Поющие под дождем», Джин Келли и Стэнли Донен, 1951
«Головокружение», Альфред Хичкок, 1958
«Головокружение», Альфред Хичкок, 1958

И топ-10 фильмов всех времен по версии опрошенных режиссеров (480 человек, включая Мартина Скорсезе, Барри Дженкинса, Софию Копполу, Пон Джун-хо, Линн Рэмси и Майка Ли — надо сказать, невероятно репрезентативная выборка):

1. «Космическая одиссея 2001», Стэнли Кубрик, 1968

2. «Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941

3. «Крестный отец», Фрэнсис Форд Коппола, 1972

4. «Жанна Дильман, Набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», Шанталь Акерман, 1975 г.

4. «Токийская история», Ясудзиро Одзу, 1953

6. «Головокружение», Альфред Хичкок, 1958

6. «8 ½», Федерико Феллини, 1963

8. «Зеркало», Андрей Тарковский, 1975

9. «Любовное настроение», Вонг Карвай, 2000

9. «Крупный план», Аббас Киаростами, 1989

9. «Персона», Ингмар Бергман, 1966

Ознакомиться с результатами голосования можно здесь: критики и режиссеры.