Найти тему
Читает Шафферт

Про воздушные шары в детской литературе

Продолжаю рассуждения о творчестве А. М. Волкова, но сегодня поговорим не про "Волшебника Изумрудного города", а про самую первую его повесть, которая называется "Чудесный шар". Заодно расскажу про переводную историческую повесть, тоже посвященную изобретению воздушных шаров.

Обложка недавнего переиздания повести А. М. Волкова "Чудесный шар". ИД Мещерякова, 2017
Обложка недавнего переиздания повести А. М. Волкова "Чудесный шар". ИД Мещерякова, 2017

Работа над повестью началась с того, что Волков обнаружил в старой газете заметку о подьячем по фамилии Крякутный, который якобы смастерил воздушный шар и поднялся на нем в воздух аж в 1731 году, задолго до братьев Монгольфьеров. Волкова заинтересовала эта история, и он решил положить ее в основу исторической повести для школьников.

К работе он приступил в 1936 году, вскоре закончил текст, но никак не мог издать. В итоге Волкову помог знаменитый педагог Антон Макаренко: он дал полезные советы как редактор, а также поспособствовал изданию книги в Государственном издательстве детской литературе. Книжка вышла в 1940 году.

Как она читается сегодня? Повесть кажется совершенным продуктом своего времени. Другими словами, в ней куда больше Советской России первой половины ХХ века, чем екатерининских времен середины XVIII века. Но, пожалуй, этим она и интересна. Это же вообще удивительный феномен: историческая проза, которая лишь маскируется под таковую, а на самом деле сфокусирована на идеях и воззрениях современности автора.

Все герои там идеологически выверенные: русские персонажи - очень хорошие, немцы - все сплошь плохие, особенно плохой секретарь Российской Академии наук, который ничего путного не делал, только портил жизнь великому русскому ученому Ломоносову. Положительные герои непременно возмущаются тяжелым положением простого народа, плохие, наоборот, если и ведут беседу, то непременно разговаривают о том, как они секут крестьян и за людей их не считают, других тем для разговоров они и найти не могут.

Книга называется "Чудесный шар", но о воздушном шаре она даже не во вторую, а в какую-то десятую очередь. Потому что это книга о честных и достойных бунтарях, которые возмущены тяжелым положением трудового народа и крепостного крестьянства и во что бы то ни стало готовы улучшать его жизнь. Много страниц подряд автор описывает тяжелую жизнь рабочих на металлургическом заводе и нечестных, несправедливых приказчиков, которые только и думают, как бы эту тяжелую жизнь сделать еще более невыносимой, воруют и практикуют рукоприкладство. Потом пришла очередь рабочих выступить против и начать борьбу за улучшение своего положения - они отправляют делегацию в Петербург в берг-коллегию. После этого еще много чего происходит, пока главный герой не попадет в тюрьму по ложному обвинению, и вот там-то он и начнет изобретать воздушный шар. Эта заключительная часть с описанием быта и обитателей далекого от столицы острога и собственно изобретением оказывается самой интересной!

Конечно, в книге есть множество исторических деталей и фактов, которые, пожалуй, нынешним читателям-подросткам будут мало понятны (например, упоминания о раскольниках в северных скитах и прочее подобное). Есть там подробности о строительстве Петербурга, рассказ об устройстве школ, более-менее подробно описана социальная структура общества и, простите, тюрьма, в общем, исторического в повести тоже предостаточно, если смотреть изнутри, отделяя пламенных благородных борцов и прочую выдумку от фактов.

В заключение этого сюжета, пожалуй, стоит сказать, что
миф о первом русском воздухоплавателе впоследствии был убедительно разоблачен источниковедами: рукопись с сообщением о полете Крякутного историки атрибутировали как подделку, но это было уже сильно позже, после того, как Волков написал свою повесть. А во времена Волкова эта история считалась историческим фактом. Вообще если оценивать повесть Волкова в контексте своего времени, то это вполне хороший крепкий образец исторической повести для детей.

***
Я не случайно написала выше, что историческая проза зачастую рассказывает об актуальных проблемах эпохи автора больше, чем о том времени, в котором происходит действие. Чтобы подтвердить этот свой тезис, расскажу еще об одной книжке про изобретение воздушного шара, на этот раз о переводной.

Эмма Кэрролл "Небесные преследователи". Издательство "Рипол-классик", 2019. Перевод с английского П. В. Денисовой
Эмма Кэрролл "Небесные преследователи". Издательство "Рипол-классик", 2019. Перевод с английского П. В. Денисовой

Эмма Кэрролл в повести "Небесные преследователи" рассказывает об изобретении братьев Монгольфье с помощью выдуманной героини - маленькой беспризорницы, воровки Сороки, которой поручили кое-что украсть из дома братьев. Во время слежки девочка обнаруживает запуск прототипа, хватается за него, падает - и оказывается в доме Монгольфье. Там она и остается, уже на положении служанки и подружки сына младшего из братьев. У того опускаются руки, а король Людовик XVI желает во что бы то ни стало опередить англичан в запуске воздушного шара. Девочка придумывает, как побудить Монгольфье возобновить эксперимент, а потом все оказываются в Версале и воздушный шар - ура! - полетел.

Кэрролл додумывает в этой истории очень многое, например, встречу Сороки с Марией Антуанеттой, полет детей в корзине шара вместе с животными, даже биографию этих никому не известных животных, вскользь упомянутых в хронике полета. Однако эти выдумки очень жизнеспособны (я уж не говорю о том, что они интересны и значительно оживляют сюжет), они из разряда того, что Н. Эйдельман определял как "Не было. Могло быть". Именно благодаря этим историям автору удается показать свой взгляд на личность императрицы, поиронизировать над шпиономанией, характерной для Нового времени (об этом кстати много и интересно говорится еще у
Н. Назаркина в книге "Три майские битвы на Золотом поле"), сделать реверанс в сторону хорошего отношения к "братьям нашим меньшим".

Вот так историческая повесть рассказывает о нашей с вами современности едва ли не больше, чем о выбранной эпохе. Британская писательница Эмма Кэрролл ведь совсем не случайно сделала главной героиней девочку. Именно Сорока дает самую важную подсказку изобретателям, именно она в самом конце рассуждает о роли женщин во всех областях жизни общества и несправедливости своего времени (все заслуги - мужчинам). В том времени, о котором пишет автор, человечеству еще далеко до идей женского равноправия и девочка вряд ли могла бы придумать все те идеи, которые приходят в голову героине, но современному автору очень важно вложить эти идеи в рассуждения героев давних времен. Ведь пишут-то они для современных читателей-подростков!

***

Любите ли вы исторические романы? Обращали внимание на то, как часто в них встречаются анахронизмы, то есть детали и идеи, не характерные для того времени, которое описывает автор?