Последний пост на моем канале почти год назад был посвящен довольно болезненному для меня вопросу — смене работы. Тогда я пребывала в смятении: новый офис, новая компания, новый коллектив, единственное что не менялось — сфера деятельности.
Она по-прежнему была целиком и полностью обусловлена вечно растущими потребностями старой доброй бюрократической системы, часть из них, как водится, вполне резонно казалась мне абсолютно бессмысленными. Вот только в слух об этом говорить как-то не принято: ведь работа ради работы оплачивается очень и очень хорошо.
Один из немногих, кто нарушил негласное табу — американский антрополог и политолог Дэвид Гребер. Помнится одна из его статей «Перезапустить бредовую экономику?» подвернулась мне совершенно случайно - она целиком и полностью была посвящена изучению проблем и прежде всего крайне негативной тенденции роста моральной усталости и психологического напряжения в период работы на удаленке во время ковидной эпидемии.
Почему? Все очень просто: когда меня вместе с моими коллегами выгнали из офиса на домашнюю работу, мы поначалу были счастливы — еще бы, наконец-то не нужно тратить время на дорогу (а у меня на нее из-за пробок подчас уходило до трех часов в день) и нервы на давку в метро, можно высыпаться и не соблюдать скучный офисный дресс-код. Но через неделю эйфория постепенно уступила место негативу: психологическое напряжение, выгорание, моральная усталость вернулись в удвоенном формате.
Тогда я никак не могла понять из-за чего так получилось и во всем винила токсичную начальницу, но потом выяснилось, что подобная тенденция наблюдалась не только у моих коллег по отделу, а даже там, где никаких проблем в общении в коллективе не было...Ответы нашлись в статье Гребера.
Не то что бы в ней было что-то совершенно новое и уникальное, скорее он с научной скрупулезностью систематизировал и обобщил данные, найдя конкретное обоснование для тех идей, которые нет-нет да и посещают время от времени тех, кто вынужденно стал пленником офиса.
Ключевая его идея в том, что большинство современной работы, профессий, занятий — чистый бред, функционирующий исключительно с целью поддержания самого себя, а следовательно и вся экономика, которая живет и дышит за счет подобной системы — бредовая.
Мне на тот момент эта мысль оказалась очень близка: идея работы ради работы была возведена в нашем офисе в абсолют — начальство заставляло направлять письма в вышестоящую организацию в 11 часов вечера и даже в 2 часа ночи — письма, которые откроют и прочитают только на следующий день.
Почему бы не отправить их сутра? Но нет, нам же указан конкретный срок исполнения, и если исходящее письмо будет датировано на день позже, это уже будет считаться нарушением... Хотя его и рассмотрят все равно с опозданием... Несусветная глупость, которая стоила мне и моим коллегам множества потерянных часов жизни.
И это лишь один пример из многих, однако самый показательный, т. к. в офисе дольше 7-8 часов вечера задерживаться все-таки было нельзя, а когда сотрудников перевели на удаленку, появилась возможность сделать рабочий день почти бесконечным и возвести объем бессмысленной работы в абсолют.
Но что еще более важно, это то, что в режиме удаленной работы стали очевидны все излишки бюрократической системы, существующие в офисе: многочисленные реестры передаваемых документов, списки, таблицы, отчеты, которые вдруг исчезли и никто ничего из-за этого не потерял.
В этой связи возник слабый огонек надежды: вдруг руководство увидит все это и поймет сколько бессмысленной и бестолковой работы делается в офисе за зря и что-то изменится? Может сохранится удаленный режим работы, может бреда станет меньше?
В своей статье Дэвид Гребер давал на все эти вопросы вполне лаконичный и грустный ответ: нет, ничего не изменится, с завершением эпидемии мы снова вернемся в мир офисного бреда. Почему: об этом более подробно он рассказывает уже в полноценной книге «Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда».
Подробно пересказывать ее нет смысла: кому интересно — можно ознакомиться самостоятельно, благо это — один из немногих трудов Гребера, переведенный на русский. Опять же, что-то по-настоящему новое вы в ней вряд ли найдете — скорее она так же как и статья четко и однозначно формулирует те мысли и идеи, которые сумбурно и неявно всплывают время от времени в нашем сознании.
Идея первая:
Как уже говорилось выше, большинство современной работы и профессий — полный бред, существующий исключительно ради поддержания бреда. И поскольку люди в большинстве своем все-таки психически развитые биологические существа с вполне высоким уровнем интеллекта, они ежедневно страдают (психологически, конечно) от осознания бессмысленности своего труда. Отсюда и львиная доля современных стрессов, депрессий и т. п.
Идея вторая:
Как и для чего появилась бредовая работа? Основной ответ — для поддержания комфортного существования правящих кругов и стабильности политической системы.
Так, согласно данным, приведенным Гребером, уровень производства, способный обеспечить человечеству безбедное существование, был достигнут западным обществом в 1920-1930е гг., а начиная с 1970-х человечеству в принципе не нужно тратить на производство и труд более 15-20 часов в неделю.
Но что было бы если бы мы приняли эти доводы к действию: представьте сколько бы у нас было свободного времени. А если у людей много свободного времени. Они ведь начинают думать, мечтать и, о ужас, чего-то хотеть. Совсем другое дело, загнать их в такую рабочую среду, чтобы у них не было даже сил на мечты и фантазии...
Итог: во-первых, появилась новая этика: по-настоящему хороший член общества должен жить ради работы, а желательно еще и трудиться сверхурочно.
Во-вторых, чтобы обеспечить существование подобной философии, возникли целые профессиональные направления и отрасли — управления и отделы, занятые исключительно составлением бесчисленных и никому не нужных таблиц, планов, отчетов (помнится мы где-то это уже видели? Ах да, точно: советская реальность, когда всех принудительно нужно было обеспечить работой).
В-третьих: из-за того, что появилась целая толпа сгинувших в дебрях офисов масс, возникло и множество новых профессий, задача которых обеспечить повседневные, жизненные потребности этих самых масс. Это все те же доставщики еды, продуктов, выгульщики собак и т. д. и т. п. - короче, все те функции, на которые у наших дедушек и бабушек было время, а у нас почему-то нет.
Да и где ему взяться в мире постоянного цейтнота, ведь если ты не подготовишь отчет, не направишь во время письмо или не подготовишь презентацию, то случится... А ничего не случится — в рамках предприятия или отдельной фирмы, кроме непосредственного начальства это вряд ли кто заметит. Кстати о начальстве.
(как по мне, так вот это самое «в-третьих» в лице всякого рода вспомогательного персонала - очень хорошее приобретение: в конце концов окна, например, я не любила мыть никогда и очень рада, что сейчас у меня есть возможность переложить эту обязанность на кого-то другого )
Идея четвертая:
Объема бреда в работе становится тем больше, чем выше сотрудник стоит на карьерной лестнице, а значимость того или иного руководителя зависит от того, сколько в его подчинении сотрудников — отсюда такие раздутые штаты именно в офисных структурах.
На мой взгляд, это утверждение спорное: как показал пример нашего отдела, самыми лучшими специалистами, способными заменить любого другого сотрудника, оказались именно начальники, замы и глав спецы, а никак ни рядовые специалисты.
(Правда, как показал тот же самый ковидный период, отдел вполне успешно функционировал даже при наличии всего трех человек от списочных девяти, т.е в чем-то идеи Гребера все-таки справедливы...)
Идея пятая:
А что же те, кому повезло и они занимаются чем-то важным и нужным? Равновесия ради и справедливости для бредовая система позаботилась и о них: во всем цивилизованном мире люди, чья работа так или иначе связана с заботой о других, и в этом отношении является самой полезной для общества, получают самые маленькие зарплаты. А как иначе: они же получают удовольствие от своей работы, тем же, кто лишен подобной радости доплачивают за бредовость и бессмысленность и размеры этой «доплаты» порой пугают...
Помню эта идея трансформировалась у меня тогда в мысль о том, что так или иначе, но каждый человек в современном обществе не живет, а выживает: кто-то мучается на нелюбимой работе, но зато защищен материально, а кто-то получает удовольствие от работы, но зато вынужден сводить концы с концами.
Это лишь основные идеи, помимо них в книге Гребера много и других интересных мыслей. Год назад почти все они казались очень созвучными моему настроению, а теперь все несколько поменялось.
Трудно сказать, что именно пошло не так: я работаю в системе, где бюрократия возведена в абсолют не только в рамках работы, но и в плане корпоративной культуры, суть моей работы также не лишена определенного процента бреда, однако я все равно получаю удовольствие от нее и с радостью возвращаюсь в офис после отпуска — помню, что после первой отпускной недели это стало для меня откровением, - и при всем при этом у меня вполне приличный, если не сказать роскошный, оклад. Почему же так, может Гребер не прав?
Наверное, это больше тема для другой статьи, а может даже и не одной, но если кратко, то причины моего более позитивного восприятия офисных реалий на данном жизненном этапе кроются в том, что во первых, в кое-то веке мне повезло с коллективом, а во-вторых (и это — главное) - я наконец-то выросла и перестала винить в своих проблемах кого-то кроме себя.
Система при любом раскладе останется системой, независимо от того, сколько в ней бреда, и если ее разрушить, возникнет новая, опять же с элементами бреда, только уже в чем-то другом и по мысли кого-то другого — такова уж наша человеческая природа: мы склонны искать объяснения нашего плохого настроения, положения, материальной неудовлетворенности во вне. Но по большому счету никто, кроме нас самих: ни родители, ни общество, ни система, ни даже правительство, не виноват в том, где и в каком качестве на своем жизненном пути мы сейчас пребываем.
И если в вашей работе так уж много бреда, то что вам мешает поменять работу, а если это невозможно — уменьшить количеств бреда в своей жизни, компенсировав его наличием какой-то полезной и интересной деятельности? Лично для меня такой деятельностью стали мои каналы, любимые питомцы и парочка приютов, помощь хвостатым постояльцам которых уж точно нельзя назвать бредом...
Еще больше интересных статей и мыслей на канале «Vivant», подписывайтесь!