Здравствуйте уважаемые любители истории Санкт – Петербурга. Я скульптор Игорь Селиверстов рад приветствовать вас на моем канале и предложить вашему вниманию очередной рассказ об исторических памятниках Северной столицы, и о людях создававших её неповторимый облик.
сегодня речь пойдет о
Растрелли Бартоломео-Карло (1675 – 1744)
По происхождению итальянец. Родился во Флоренции. Происходил из знатного, но давно обедневшего дворянского рода. С детства проявлял способности к искусству и благодаря упорству и трудолюбию хорошо освоил скульптуру и ювелирное дело. В 1698—1699 годах работал в Риме, но конкуренция в Вечном городе была слишком высока. В 1699 году получив рекомендательное письмо от аббата Атто Мелани отправляется в Париж где получает место при дворе «Короля-Солнце» Людовика XIV, который, как известно, был большим ценителем прекрасного и собрал вокруг себя множество замечательных художников, скульпторов и архитекторов.
В 1715 году венценосный меценат скончался.
Русский царь Петр Алексеевич, оценив сложившуюся ситуацию и понимая, что многие из художников теперь останутся не у дел пишет в Париж своему доверенному лицу Конону Зотову:
«… понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропускать».
Конон Никитич (сын царского учителя и наставника Никиты Зотова) подошёл к делу ответственно и именно, благодаря его стараниям 19 октября 1715 года был подписан контракт согласно которому:
«Господин Растрелли Флоренский, кавалер ордена Святого Иоанна Латеранского, обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там, в службе Его Царского Величества три года…».
24 марта 1716 года итальянский архитектор, скульптор, бронзолитейщик, чеканщик и ювелир Бартоломео Карло Растрелли вместе с сыном, семнадцатилетним Бартоломео Франческо Растрелли, будущим знаменитым архитектором, прибыли в Петербург.
Первоначально Карло Растрелли работал, как архитектор. Именно он предложил первый проект дворца в Стрельне ныне известного, как Константиновский, но после того, как в Петербург прибыл француз Жан – Батист Леблон, приглашённый царём на должность «генерал – архитектора», отошёл от зодчества и полностью сосредоточился на работе скульптора – литейщика. Его мастерская находилась на месте нынешнего дома №29 по Шпалерной улице.
Первой заметной работой Растрелли – скульптора стал бронзовый бюст «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова
Известно, что Растрелли был великолепным мастером портретной скульптуры и именно этот бюст, много лет хранившийся потомками Меншикова послужил моделью художнику Сурикову для работы над его знаменитой картиной «Меншиков в Березове».
Да, опальный князь изображен совсем в других обстоятельствах, без орденов и парадного мундира, но дух его не сломлен и кажется что он все ещё полон мыслями о том, как вернуть былое величие.
1723 годом датируется бюст самого Петра, ныне экспонирующийся в Эрмитаже.
Уникальность его состоит в том, что это не только прижизненное изображение первого русского Императора, но и в том, что при работе итальянский мастер использовал восковой слепок с лица царской особы, снятый в 1719 году.
Так же следует сказать, что уже после смерти Петра работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж выполнил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме прославляющих Императора, как полководца и триумфатора.
Раз уж мы упомянули о том, что Растрелли снимал слепок лица Петра Алексеевича нельзя не сказать, что, на основе этого слепка в 1725 году по приказу императрицы Екатерина I была создана «восковая персона» ставшая единственным образцом такого рода скульптуры в русском искусстве 18 века.
Кроме воскового слепка лица, мастер в свое время сделал слепки кистей рук и ступней императора, а также снял точные мерки всех пропорций фигуры.
Туловище, ноги и руки Императора были изготовлены из дерева и имеют шарнирные соединения, что позволяло менять позу фигуры и придавать ей естественное положение. Прическа, усы и брови натуральные и выполнены из собственных волос Петра, сохраненных после того, как император остригся наголо во время Персидского похода 1722 года. Вся одежда и обувь подлинные. Глаза выполнены из золотых пластин покрытых финифтью и написаны русским художником Андреем Овсовым.
Говорят, что фигура выглядела столь реалистично, что её долго не решались выставить на всеобщее обозрение. Лишь 1732 году «персону» поместили в «Императорском кабинете» Кунсткамеры – одного из любимых детищ Петра I.
В 1748 году «восковая персона» сильно пострадала при пожаре. Поскольку Карло Растрелли к этому времени уже скончался, реставрацией фигуры занимался его сын Франческо. С середины 19 века восковый Петр «сменил место жительства» и перебрался в Эрмитаж. В настоящее время «персона» находится в Зимнем дворце Петра I. Возможно, у кого-то из вас мои уважаемые читатели возникнет вопрос, а почему сегодня Петр одет иначе, чем скажем лет тридцать тому назад?
Не скрою, я то же был весьма озадачен, когда, впервые увидел императора в малиновом одеянии. Я ведь прекрасно помню, что при нашем «первом знакомстве» он выглядел вот так
Оказывается, в первоначальном варианте фигура была одета в исторически значимый парадный мундир, который был пошит специально для коронации Екатерины I в 1724 году. Мундир, которому в настоящее время без малого 300 лет был тщательно отреставрирован в 1997 году и выставлен в отдельной витрине
Не могу сказать, является ли нынешний наряд Императора подлинным, но учитывая, что в коллекции Эрмитажа насчитывается 280 предметов одежды, которую носил Петр, то все может быть. Кстати во время реставрации, мастера, работавшие над самой фигурой, точно выяснили, что никакого механизма, яко бы сконструированного в свое время Кулибиным в ней нет. Так что все рассказы о том, что Петр иногда может встать со своего кресла, и прогуляться по залам Эрмитажа пугая посетителей не более чем легенда.
Выше, я уже неоднократно упоминал, что в своих работах запечатлевших прижизненный облик Петра Великого, скульптор Растрелли использовал восковой слепок с лица царской особы, снятый в 1719 году. Сделано это было в ходе приготовления скульптора к главной работе его жизни. Все мы прекрасно знаем конный памятник Петру Великому на Сенатской площади работы Фальконе. Между тем первый монумент первому Императору России создал Карло Растрелли. Где его можно увидеть сегодня и почему между началом работы и водружением на пьедестал прошло 80 лет, я расскажу в следующей публикации. Ну а сегодня я желаю всем вам, мои уважаемые читатели всего хорошего. До скорой встречи.