Найти тему
Библио-лаборатория

"Фафхрд и Серый Мышелов" Фрица Лейбера - пятьдесят лет в мире плутовского фэнтези

"Под небом Невонским есть город Ланкмар..."

Литературное наследие Фрица Лейбера обширно и разнообразно, и включает в себя произведения самых разных жанров. Но есть в нем один цикл, который выделяется хотя бы уже тем, что Лейбер работал над ним всю жизнь, без малого пятьдесят лет. Вдумайтесь — полвека!

Все началось в 1934 году, когда в письме Лейберу его друг Гарри Отто Фишер описал двух героев и город Ланкмар, в котором те обитают. Что интересно: прообразом Фафхрда стал сам Лейбер, а Серого Мышелова — Фишер. Завязалась оживленная переписка, и оба друга начали работать над придуманным ими миром. Первую новеллу, «Гамбит адепта», Лейбер закончил в 1936 году (хотя впервые она была опубликована только в 1947-м). И пошли два друга бродить по улицам великого города Ланкмара и просторам мира Невон…

К сожалению, мне не удалось раздобыть текст автобиографического эссе Лейбера Fafhrd & Me, в котором он рассказывает об истории создания цикла (похоже, это библиографическая редкость, я не смог найти ни одну публикацию ни в электронном, ни в бумажном виде), поэтому не берусь утверждать наверняка, как к циклу относился сам автор. Однако на мой взгляд, цикл о Фафхрде и Сером Мышелове нельзя воспринимать прямолинейно, как обычную классику фэнтези «меча и магии» (между прочим, именно Леберу приписывают изобретение этого термина).

-2

Как мне кажется, ирония, а порой и откровенный сарказм и даже черный юмор, пронизывающие практически все произведения цикла, недвусмысленно наводят на мысль, что сериал этот в значительно степени не столько копирует или развивает жанровые штампы, сколько пародирует их, умело совмещая героические стереотипы Говарда с традициями в очередной раз мутировавшего плутовского романа.

Герои трационного героического фэнтези сражались с великими черными магами, ужасными кровожадными драконами и полчищами разнообразных чудовищ, спасая мир и (между делом) красавиц королевской крови. Герои Лейбера такой чепухой не занимаются - их больше интересует, как бы отхватить где-нибудь плохо лежащие ценности и потом с шумом и блеском эти ценности прокутить. Иногда, правда, случается так, что этот процесс совпадает со спасением мира и красавиц — ну, что же, тем лучше для мира и красавиц. Благородства в Фафхрде и Сером Мышелове не больше, чем в Остапе Бендере и Ипполите Матвеевиче, и это, пожалуй, и есть то, что принесло им славу.

-3

Задолго до появления концепции «темного фэнтези» Лейбер продемонстрировал, что сюжет фэнтезийного произведения совершенно не обязательно надо замешивать на дрожжах борьбы вселенского добра со вселенским злом, и даже — о, ужас! - можно обойтись без эльфов, орков и прочих гномов, с легкой (а легкой ли?) руки Профессора марширующих из одного фэнтезийного эпоса в другой.

Конечно, в каком-то смысле произведения цикла устарели (еще бы! Ведь Ланкмару скоро исполнится сто лет, между прочим). Однако, даже вы если этого и не знаете, то город Ланкмар давно уже сменил паспорт и вовсю набирает популярность под именем… Анк-Морпорк. Да-да, Терри Пратчетт никогда не скрывал, что Анк-Морпорк — это слегка втянувшийся в современный мир Ланкмар, а в первой книге о Плоском Мире на самых первых страницах читатель знакомится с парочкой по имени Бравд и Хорек, которые явно списаны с героев Лейбера.

-4

Однако созданный Лейбером и Фишером мир повлиял не только на литературу. В конце тридцатых годов они создали по мотивам придуманной им вселенной игру (которую можно было бы назвать настольной, если бы она помещалась на столе стандартных размеров). Игровое поле было огромным, а каждый сеанс игры занимал несколько дней. Лейбер и Фишер сделали ее в качестве развлечения, даже не думая о публикации, и играли исключительно со своими друзьями. Однако именно эта игра послужила источником вдохновения для создателей первой по-настоящему массовой «настолки»Dungeons and Dragons, а через несколько лет после выхода и успеха первой D&D компания TSR выпустила и игру Lankhmar – упрощенную до приемлемого для массового пользователя версию первоначальной игры Лейбера и Фишера. По иронии судьбы именно роялти от TSR составляли основную часть доходов Лейбера к концу его жизни…

Закончу статью небольшим анонсом — поиск материалов для обзора навел меня на мысль перечитать роман Пратчетта, который можно считать условным прологом к его Opus Magnum, «Плоскому миру». Я говорю о романе «Страта». Не слышали о таком? Ждите обзора!