"Под небом Невонским есть город Ланкмар..."
Литературное наследие Фрица Лейбера обширно и разнообразно, и включает в себя произведения самых разных жанров. Но есть в нем один цикл, который выделяется хотя бы уже тем, что Лейбер работал над ним всю жизнь, без малого пятьдесят лет. Вдумайтесь — полвека!
Все началось в 1934 году, когда в письме Лейберу его друг Гарри Отто Фишер описал двух героев и город Ланкмар, в котором те обитают. Что интересно: прообразом Фафхрда стал сам Лейбер, а Серого Мышелова — Фишер. Завязалась оживленная переписка, и оба друга начали работать над придуманным ими миром. Первую новеллу, «Гамбит адепта», Лейбер закончил в 1936 году (хотя впервые она была опубликована только в 1947-м). И пошли два друга бродить по улицам великого города Ланкмара и просторам мира Невон…
К сожалению, мне не удалось раздобыть текст автобиографического эссе Лейбера Fafhrd & Me, в котором он рассказывает об истории создания цикла (похоже, это библиографическая редкость, я не смог найти ни одну публикацию ни в электронном, ни в бумажном виде), поэтому не берусь утверждать наверняка, как к циклу относился сам автор. Однако на мой взгляд, цикл о Фафхрде и Сером Мышелове нельзя воспринимать прямолинейно, как обычную классику фэнтези «меча и магии» (между прочим, именно Леберу приписывают изобретение этого термина).
Как мне кажется, ирония, а порой и откровенный сарказм и даже черный юмор, пронизывающие практически все произведения цикла, недвусмысленно наводят на мысль, что сериал этот в значительно степени не столько копирует или развивает жанровые штампы, сколько пародирует их, умело совмещая героические стереотипы Говарда с традициями в очередной раз мутировавшего плутовского романа.
Герои трационного героического фэнтези сражались с великими черными магами, ужасными кровожадными драконами и полчищами разнообразных чудовищ, спасая мир и (между делом) красавиц королевской крови. Герои Лейбера такой чепухой не занимаются - их больше интересует, как бы отхватить где-нибудь плохо лежащие ценности и потом с шумом и блеском эти ценности прокутить. Иногда, правда, случается так, что этот процесс совпадает со спасением мира и красавиц — ну, что же, тем лучше для мира и красавиц. Благородства в Фафхрде и Сером Мышелове не больше, чем в Остапе Бендере и Ипполите Матвеевиче, и это, пожалуй, и есть то, что принесло им славу.
Задолго до появления концепции «темного фэнтези» Лейбер продемонстрировал, что сюжет фэнтезийного произведения совершенно не обязательно надо замешивать на дрожжах борьбы вселенского добра со вселенским злом, и даже — о, ужас! - можно обойтись без эльфов, орков и прочих гномов, с легкой (а легкой ли?) руки Профессора марширующих из одного фэнтезийного эпоса в другой.
Конечно, в каком-то смысле произведения цикла устарели (еще бы! Ведь Ланкмару скоро исполнится сто лет, между прочим). Однако, даже вы если этого и не знаете, то город Ланкмар давно уже сменил паспорт и вовсю набирает популярность под именем… Анк-Морпорк. Да-да, Терри Пратчетт никогда не скрывал, что Анк-Морпорк — это слегка втянувшийся в современный мир Ланкмар, а в первой книге о Плоском Мире на самых первых страницах читатель знакомится с парочкой по имени Бравд и Хорек, которые явно списаны с героев Лейбера.
Однако созданный Лейбером и Фишером мир повлиял не только на литературу. В конце тридцатых годов они создали по мотивам придуманной им вселенной игру (которую можно было бы назвать настольной, если бы она помещалась на столе стандартных размеров). Игровое поле было огромным, а каждый сеанс игры занимал несколько дней. Лейбер и Фишер сделали ее в качестве развлечения, даже не думая о публикации, и играли исключительно со своими друзьями. Однако именно эта игра послужила источником вдохновения для создателей первой по-настоящему массовой «настолки»Dungeons and Dragons, а через несколько лет после выхода и успеха первой D&D компания TSR выпустила и игру Lankhmar – упрощенную до приемлемого для массового пользователя версию первоначальной игры Лейбера и Фишера. По иронии судьбы именно роялти от TSR составляли основную часть доходов Лейбера к концу его жизни…
Закончу статью небольшим анонсом — поиск материалов для обзора навел меня на мысль перечитать роман Пратчетта, который можно считать условным прологом к его Opus Magnum, «Плоскому миру». Я говорю о романе «Страта». Не слышали о таком? Ждите обзора!