Критики называли актера Никола Уильямсона (1936-2011) "лучшим Гамлетом своего поколения", "тронутым гением" и даже "величайшим актером после Марлона Брандо".
Но в кино он сыграл не так много ролей. Сказывался его характер - большая требовательность к сценариям, режиссерам и партнерам по площадке. Актер не терпел фальши. В Голливуде ходили легенды о скверном нраве и неконтролируемых приступах гнева Уильямсона. Так, во время бродвейского представления "Гамлета" он ударил своего коллегу по постановке мечом по спине (кстати, этот случай был спародирован в картине Стэнли Туччи "Самозванцы", где карикатуру на Уильямсона изобразил Альфред Молина). Актер запросто мог уйти со сцены, без объяснения причин, не доиграв спектакль или удалится из студии во время записи программы в прямом эфире, со сцены, мог подраться с продюсером из-за творческих разногласий. Возможно поэтому, крупные киностудии часто предпочитали не приглашать талантливого бунтаря на главные роли.
И тем не менее, за 30 лет кинокарьеры (с середины 1960-х до ухода из кино в 1997) Никол Уильямсон сыграл пару десятков интересных ролей.
Топ лучших ролей/фильмов актера:
"Человеческий фактор" (The Human Factor)
Великолепная экранизация одноименного романа Грэма Грина. По стилю, больше всего напоминает шпионские триллеры по книгам Джона Ле Карре. Здесь нет плохих и хороших, нет черного и белого. И работа оперативников спецслужб показана как достаточно "грязное" дело, а не захватывающие приключения в духе Джеймса Бонда.
Уильямсон играет сотрудника MI6, который волей случая, становится двойным агентом. А на втором плане здесь появляются такие звезды британского кино как Роберт Морли, Ричард Аттенборо, Джон Гилгуд и Дерек Джекоби.
"Критическое решение" (The Seven-Per-Cent Solution)
Занятная фантазия по мотивам Конан Дойля. Шерлок Холмс и доктор Ватсон встречают создателя психоанализа Зигмунда Фрейда, и он помогает им в очередном расследовании. Шерлока играет Уильямсон, в образе Ватсона внезапно американец Роберт Дювалл, а в роли Фрейда Алан Аркин. Фильм в свое время номинировался на Оскар за лучший адаптированный сценарий.
"Час свиньи" (The Hour of the Pig)
Исторический "средневековый" детектив, вышедший на волне успеха "Имени розы". Может быть, немного уступает фильму с Коннери, но смотрится тоже неплохо.
Колин Ферт играет юриста, которой направлен в небольшой городок разобраться в абсурдной ситуации . На суде ему предстоит защищать животное - свинью, обвиняемую в преступлении. Но дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. И вскоре появляются подозреваемые-люди (в роли одного из них, герцога - Никол Уильямсон).
"Робин и Мэриан" (Robin and Marian)
Очередная версия приключений Робин Гуда. Здесь акцент сделан на уже повзрослевших, не молодых героев, встречающихся после долгой разлуке. Что-то подобное с большим размахом снимет через 35 лет Ридли Скотт. А фильм 1976 года интересен сейчас актерским составом. Шон Коннери и Одри Хепберн в заглавных ролях, Ричард Харрис, играющий своего тезку - Ричарда Львиное сердце, Роберт Шоу - шериф Ноттингема, и Никол Уильямсон - Малыш Джон.
"Экскалибур" (Excalibur)
Наверное, самый масштабный проект классика британского кина - Джона Бурмена и одна из самых известных киноадаптаций легенды о короле Артуре. Фильм интересен визуально - красивая работа художника-постановщика, необычный дизайн костюмов, и актерски - здесь, например, первые роли сыграли Лиам Нисон, Гэбриэл Бирн и Киаран Хайндс, а относительно молодая, но уже знаменитая Хелен Миррен изобразила Моргану.
Но сюжет здесь слишком тягучий, медлительный, больше специфической философии, чем приключений. В общем, подойдет для любителей неоднозначного арт-хауса. А Никол Уильямсон тут играет Мерлина, и на мой взгляд это самый яркий, запоминающийся волшебник в истории экранизаций легенд о рыцарях Круглого стола.