Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Русские богатыри на Тихом океане. Корвет «Варяг»

Оглавление
Корвет Варяг - работа Н.Л. Кладо, 1865 г. Из каталога живописи ЦВММ
Корвет Варяг - работа Н.Л. Кладо, 1865 г. Из каталога живописи ЦВММ

Неудачное завершение Крымской войны парадоксально привело к резкому росту строительства нового, винтового парового флота России. Акцент при этом делался на нереализованную в ходе войны возможность "пощипать" британские океанские коммуникации. Вслед за шестью архангельскими клиперами и четырнадцатью охтинскими корветами «11-пушечного ранга», заложенными еще во время войны, были сделаны заказы даже на верфях вчерашнего противника, построивших для Российского Императорского флота фрегат, корвет и императорскую яхту. За ними последовали вторая и третья серии клиперов, 15-пушечный корвет «Калевала».

Уже через несколько лет после завершения Крымской войны Россия вновь была готова к Большой игре, причем она обладала уже современным и сбалансированным флотом. Внимание империи теперь было больше обращено на восток, сулящий головокружительные перспективы. Россия активно проникала в Туркестан и усиленно осваивала новые земли на тихоокеанском побережье.

В мировой же политике наступала эпоха "дипломатии канонерок". Возможность обеспечить присутствие своих боевых кораблей в любой точке планеты стало необходимостью для любой великой державы.

Для дальнего плавания, защиты интересов империи на Дальнем Востоке, необходимо было увеличить количество крупных боевых кораблей. Клипера и малые корветы не могли справиться со всеми задачами. Морское министерство начало разрабатывать проект новых корветов «17-пушечного ранга». Проект разработал штабс-капитан Н. Г. Коршиков.

Серия из четырех кораблей этого типа строилась на четырех различных балтийских верфях России, что привело к различиям между ними. 15 апреля 1859 года в Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга был заложен головной корвет, «Богатырь». Водоизмещение составило 2155 тонн, машину на 360 л.с. для него изготовил завод Берда в 1860 году. Второй корвет, «Аскольд» (строитель штабс-капитан Л.Г. Шведе, за создание корвета Л. Г. Шведе получил бриллиантовый перстень), заложили в Петербурге на Охтенской верфи 6 октября 1862 года. Механизмы для него были взяты с винтового фрегата «Аскольд». Постройку обоих питерских корветов по подряду обеспечивал купец 1-й гильдии С. Г. Кудрявцев.

Еще два корвета строились в Великом княжестве Финляндском, входившем тогда в состав Российской империи. 6 декабря 1860 года на Улеаборгской верфи был заложен «Варяг» (наблюдающие за постройкой - капитан Н.А. Арцеулов и капитан-лейтенант Лунд), на него поставили механизмы с фрегата «Полкан», изготовленные английским заводом Пенна в 1854 году, и новые котлы Кронштадтского пароходного завода. Четвертый корвет, «Витязь» (наблюдающий за постройкой капитан Н.А. Арцеулов), заложили 23 августа 1861 года на финской Бьернеборгской верфи. Машина для этого корабля была приобретена у бельгийского завода «Коккериль». Стоимость постройки корпуса корвета «Варяг» составила 400 166 рублей 41¾ копейки. Оценочная стоимость его машины 165 119 рублей 73 копейки. Цена за котлы и исправления машины составила 127 706 рублей 10¼ копейки.

Корпуса кораблей были построены из горной сосны, дуба и ели, тика и лиственницы. Единственная дымовая труба была телескопической и размещалась перед грот-мачтой.

В 1863-1864 годах корабли вступили в строй. Хотя они получили разнообразные, частью устаревшие и уже маломощные механизмы и имели довольно скромные скоростные характеристики, но «зато обладали прекрасными морскими и парусными качествами, обнаруженными ими продолжительной службой в дальних плаваниях», как отмечено в отчетах по Морскому ведомству.

Р. А. Лунд, пережив сильнейший ураган в Атлантическом океане отметил: «Во время урагана корвет выказал себя прекрасным морским судном, держался хорошо, качку имел плавную и спокойную. Постройка корвета оказалась прочною и крепкою».

Под парусами корветы могли идти на 10 узлах, под машиной на 11. Во время окончательных испытаний машины, «Варяг» показал одинаковую скорость в 10,5 узлов в гонке с однотипным корветом «Витязь». Исходное вооружение составили 17 196-мм гладкоствольных бомбических пушек, но в начале 70-х корветы перевооружили на пять 152-мм и четыре 4-фунтовых нарезных. Перевооружение сопровождалось изменениями конструкции корпуса и орудийных портов.

Четыре парусно-винтовых корвета «17-пушечного ранга» типа «Богатырь» приняли активное участие в защите и освоении тихоокеанских владений России.

Кстати, имя «Варяг» в российском и советском Флоте носило 29 кораблей, с учётом судов гражданских ведомств. Корвет был вторым этого имени, после тендера, приобретенного в 1847 году князем Б.Голицыным в Лондоне.

-2
-3

«Богатырь» Новое адмиралтейство. Заложен 15.04.1859. Спущен на воду 6.09.1860. Тимберован в 1870 г. 14 февраля 1887 г. сдан Кронштадтскому порту. Высочайшим повелением от 12 марта 1888 г. корвет «Богатырь», служивший к тому времени блокшивом, был исключен из списков судов флота. Списан 1900 г. Блокшив № 7 продан на слом лишь в 1901 - 1902 гг.

«Варяг» Bergbom & Candelin, Оулу (Улеаборг). Строительство начато 6 декабря 1860 года Спущен на воду 1 июня 1861 года Введён в эксплуатацию 9 мая 1863 года. В 1876 г. прошел капитальный ремонт. 16 февраля 1885 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 21 июня 1886 г. и продан на слом.

«Витязь» (с 27. 06. 1882-«Скобелев»). Бьернеборгская верфь. Заложен 23.08.1861. Спущен на воду 24.07.1862. Вступил в строй 1862 г. В 1874 г. прошел капитальный ремонт. В 1881 г. тимберован в Кронштадте. С 1 февраля 1892 г. учебное судно. 26 ноября 1894 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 30 января 1895 г.

«Аскольд» Охтинская верфь. Заложен 6.10.1862 . Спущен на воду 15.10.1863 . Вступил в строй 1864 г. Тимберован в 1871-^-1872 гг. в Кронштадте. При тимберовке установили новые котлы. 5 мая 1891 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 31 июля 1893 г. и обращен в блокшив № 10. В 1901 г. продан на слом.

-4
-5

«Богатырь»

Водоизмещение 2155 тонн. Длина 67,6 м. Ширина 12,1 м. Осадка 5,8 м. Машина мощностью 360 номинальных л. с., изготовлена на заводе Берда в С.-Петербурге. 1 винт. Скорость под парусами 13—14 уз., под парами — 10,5 уз.
Первоначальное вооружение-17 пушек ( 1— 60-фн пушка № 1, 16—60-фн пушек № 2). На 1871 —1877 гг.: 8—5,9-дм германских нарезных и 4—4-фн нарезные пушки.

«Варяг»

Водоизмещение 2156 тонн. Длина 68,3 м. Ширина 12,13/15,54 м. Осадка 5,5-5,6 м.
Двигатели- паровая машина, изготовленная на заводе Пенна в Англии, 360 номинапьных л. с, 900 л. с., снята с фрегата «Полкан», котлы новые. 1 двухлопастной гребной винт в подъёмной раме. Паруса. Скорость хода 10-13 узлов (под парусами, по другим данным 6-7 ), 9,5-11 узлов. (под парами) .Дальность плавания под парами при скорости хода в 10 узлов составляла 2300 морских миль. Экипаж 340 человек (в том числе 14 офицеров, 39 нижних чинов и вольнонаёмных, 286 рядовых и 1 священнослужитель).
Вооружение на 1863 год- 17 × 196-мм гладкоствольных бомбических пушек (16— 60-фн пушек № 2,1-60-фн № 1). С 1870 г. перевооружен нарезными пушками: 5— 6-дм и 4—4-фн. На 1880 г.: 1—5,9-дм германская нарезная, 10—9-фн нарезных, 2— 4-фн медные, 1 пушка Энгстрема. На 1883 г.: 8—9-фн обр. 1877 г., 2-4-фн медные, 2 пушки Энгстрема.

«Витязь»

Водоизмещение 2156 тонн.Длина 66,3 м. Ширина 12 м. Осадка 5,3 м. Паровая машина мощностью 160/1618 (номинальных/индикаторных) лошадиных сил, изготовленная на заводе Коккериль в Бельгии. 1 винт. Скорость 11-12 узлов.
Вооружение на 1860 год состояло- одна 60-фунтовая пушка № 1 и 16-ть 60-фунтовых пушек № 2. К 1870 году гладкоствольные пушки были заменены нарезными орудиями в количестве 5-ти 6-дюймовых пушек образца 1867 года, 4-х 9-фунтовых орудий образца 1867 года и 3-х скорострельных пушек.

«Аскольд»

Водоизмещение 2217 тонн. Длина 66,3/75 м. Ширина 12,1 м. Осадка 5,3 м. Максимальная осадка в грузу составляла 6,24 метра; средняя осадка носом была 5,3 метра, 5,9 метра — кормой
Машина мощностью 360/ 910 (номинальных/индикаторных) л. с., снята с фрегата «Аскольд». 1 винт. Скорость под парусами до 8 узлов, под парами 11,5 узлов. В 1862 г. планировали установить броню, но после от этой идеи отказались.
Первоначальное вооружение- 17 пушек (1— 60-фн пушка № 1, 16—60-фн №2). На 1870 г.: 5—6-дм обр. 1867 г., 4—4-фн нарезные. В 1876-1882 гг.: 8-6-дм и 4- 9-фн пушки.

«Витязь»
«Витязь»
«Витязь»
«Витязь»
Корвет  Скобелев в Нагасаки
Корвет Скобелев в Нагасаки
Картина Евгения Валериановича Войшвилло Парусно-винтовой корвет Витязь у берегов Новой Гвинеи
Картина Евгения Валериановича Войшвилло Парусно-винтовой корвет Витязь у берегов Новой Гвинеи
Корвет Витязь под командованием П.Н. Назимова в Гонконге. Плавание 1870-1874 годов
Корвет Витязь под командованием П.Н. Назимова в Гонконге. Плавание 1870-1874 годов

Наиболее известен из четверки «Варяг». Сразу после постройки ему выпало в 1863-1864 годах в составе русской Атлантической эскадры контр-адмирала Лесовского принять участие в Американской экспедиции. Антирусская позиция Британии по отношению к Польскому восстанию 1863 года заставила русское командование перебросить свои крейсерские эскадры на Атлантическое и Тихоокеанское побережье САСШ для возможности маневра на британские коммуникации. С учетом занятой Британией про-конфедератской позиции, русская крейсерская демонстрация усилила позиции северян в гражданской войне и способствовала сохранению единства страны.

Командиром «Варяга» тогда был герой Севастопольской обороны капитан-лейтенант Р. Лунд. Кроме него в состав эскадры входили: фрегаты "Александр Невский", "Ослябя", "Пересвет", однотипный корвет "Витязь", клипер "Алмаз", два вспомогательных судна ("Красная Горка" и "Артельщик"). Вместе со всей командой тяготы похода нес и судовой кот Леонтий (фото не сохранилось).

14 июля 1863 года контр-адмирал С. С. Лесовский получил от Управляющего Морским Министерством Н. К. Краббе секретную инструкцию для эскадры, она должна была скрытно пройти Балтику, Северное море и прибыть в Нью-Йорк, и в случае вмешательства Англии в польский конфликт эскадра должна была начать действовать на её торговых путях. Также в ней были прописаны действия кораблей, если Англия пойдёт на открытое столкновение с Россией ещё на переходе эскадры к САСШ. Так, каждый корабль должен следовать в определённый ему район крейсерства - «Александр Невский» должен был крейсировать в Северной Атлантике на линии Ливерпуль — Нассау; «Пересвет» на пути из Англии в Ост-Индию; «Ослябя» в районе Азорских островов; «Варяг» на пути из Англии в Южную Америку; «Витязь» на пути от мыса Доброй Надежды до острова Святой Елены; «Алмаз» должен был действовать в центральной части Атлантического океана.

 

Корвет Витязь, фрегат Александр Невский, фрегат Пересвет, корвет Варяг и фрегат Ослябя в Нью-Йорке
Корвет Витязь, фрегат Александр Невский, фрегат Пересвет, корвет Варяг и фрегат Ослябя в Нью-Йорке

Появление русских кораблей у американских берегов оказалось неожиданностью для британцев, утверждают, что дозоры Королевского флота потеряли балтийскую эскадру.

«Как мог королевский флот прозевать русских?»; «Может, они перелетели по воздуху?»- возмущалась «Таймс».

29 сентября 1863 года в заливе Гудзона салютом встретили русскую эскадру. По реке Потомак «Варяг» поднялся к столице -Вашингтону.

Американцы наоборот были в восторге- «Сердечная встреча русских», «Восторженная народная демонстрация», «Появление русского флота обеспечило Северный союз от вмешательства Англии», «Спасибо!». Морской министр Уэллес записал в своем дневнике: «Боже, благослови русских».

Попутно экипаж корвета по старой русской традиции спас город Аннаполис (Мэриленд) от пожара 2 февраля 1864 года. Интересно, как американцы справлялись с пожарами, когда в гавани случайно не было пары русских кораблей?

"по просьбе городских властей с корвета были посланы пожарные партии с брандспойтами, ломами, топорами и концами. Работали круглосуточно, в несколько смен. К середине дня 3 февраля пожар был остановлен. Матросы наши показали себя молодцами и заслужили похвалу американцев, выраженную в местной газете». Капитан-лейтенант Р. А. Лунд, судовой журнал.

«Здесь каждый прохожий старается показать нам свою симпатию...»; «Корвет посетила депутация от генерального собрания штата Мариланда и пригласила нас посещать сенат и палату своего штата во всякое удобное для нас время».

Через 9 месяцев, когда кризис в русско-британских отношениях миновал, русские эскадры покинули гостеприимные американские берега.

Командир "Варяга" герой Севастопольской обороны капитан-лейтенант Р. А. Лунд.
Командир "Варяга" герой Севастопольской обороны капитан-лейтенант Р. А. Лунд.
Офицеры корвета Варяг, САСШ, 1863-1864 гг
Офицеры корвета Варяг, САСШ, 1863-1864 гг
-14

Командиры экспедиции русского флота к берегам Северной Америки. Слева направо: П. А. Зеленой, И. И. Бутаков, М. Я. Федоровский, С. С. Лесовский, Н. В. Копытов, О. К. Кремер, Р. А. Лунд
Командиры экспедиции русского флота к берегам Северной Америки. Слева направо: П. А. Зеленой, И. И. Бутаков, М. Я. Федоровский, С. С. Лесовский, Н. В. Копытов, О. К. Кремер, Р. А. Лунд

Корвет, покинув эскадру, ушел в кругосветное путешествие, на Дальний Восток, по дороге посетил Багамы, Гавайские острова, Японию, Китай, остров Мадагаскар; стал первым русским военным кораблём, который вышел через Магелланов пролив в Тихий океан. В Магеллановом проливе на острове Елизаветы были спасены английские яхтсмены, экипаж британской шхуны «Темисъ»(13 человек). Шхуна была взята на буксир и через неделю смогла самостоятельно продолжить путь.

С 1865 по 1866 год являлся флагманом Тихоокеанской эскадры. Здесь корвет провел около года. А на его борту проходил службу гардемарин Степан Макаров.

Гардемарин С.О. Макаров
Гардемарин С.О. Макаров

На корвете служили позже многие другие известные люди- будущий академик А. Крылов, будущий командир легендарного крейсера «Варяг» В. Руднев, великий князь Александр Михайлович, будущие адмиралы Александр Павлович Шестаков, Евге́ний Ива́нович Алексе́ев, Фёдор Васильевич Дуба́сов и другие.

На обратном пути в Кронштадт, в Индийском океане, экипаж корвета пережил эпидемию желтой лихорадки, около 10 моряков умерло, около 30 пришлось передать в госпиталь в Самонстауне. Еще одного моряка на берегу убили. В 1867 году корвет вернулся в Кронштадт и встал на ремонт. В 1870 году корабль в составе эскадры вице-адмирала К. Посьета ( клипер "Жемчуг" и шхуна "Секстан") посетил северные моря. Помимо демонстрации русского флага целью экспедиции было "выгуливание" Великого князя Алексея Александровича на севере, а также поиск места под северную военно-морскую базу и закрепление суверенитета над Новой Землей. По пути корабли посетили Киль, Берген, Гаммерфест и Варде.

Корвет Варяг. Путешествие Е.И.В. Князя Алексея Александровича на север, 1870 год
Корвет Варяг. Путешествие Е.И.В. Князя Алексея Александровича на север, 1870 год

20 июня 1870 года эскадра вошла в Белое море. Великий князь на пароходе «Десятинный» посетил Архангельск и другие населенные пункты. 12 июля эскадра прибыла на Новую Землю, где были проведены масштабные научные исследования. Островам, проливам и заливам, открытым русскими моряками были присвоены имена кораблей и первопроходцев (полуостров Макарова, остров Казаринова, остров Жемчуг, мыс Варяг, мыс Мофета, мыс Муравьёва, мыс Росселя, мыс Тудера, мыс Макарова, рейд Алексея). Это была первая научная экспедиция России в высоких широтах.

С 1871 года по 1874 год «Варяг» состоял в отряде судов Морского училища. В 1872 году «Варяг» выходил для таможенного крейсерства и преследования контрабанды вдоль балтийских берегов.

В 1877 году, во время Русско-турецкой войны паровой катер с «Варяга» был отправлен на Дунай. Его оборудовали шестовыми минами и в апреле использовали при атаке на турецкие броненосцы (мониторы) «Люфти-Джелиль» и «Сейфи».

Приказом генерал-адмирала № 16 от 16 февраля 1885 года «Варяг», «Воевода», «Изумруд», «Гайдамак» и парусный транспорт (бывший корвет) «Гиляк» были сданы к Кронштадтскому порту. В 1886 году, после серьёзной ходовой аварии, произошедшей в начале июня, 21 июня «Варяг» был исключён из списков судов флота по причине невозможности ремонта, ветхости корпуса и механизмов (ему при постройке досталась самая старая машина) и выслуге лет. Далее продан на слом.

 носовая (гальюнная) фигура работы Н. С. Пименова. ЦВММ
носовая (гальюнная) фигура работы Н. С. Пименова. ЦВММ

Именем «Варяг», по решению Геральдической Комиссии Адмиралтейства от 10 мая 1898 года, был назван новый крейсер 1-го ранга, строящийся на верфи «Чарльз Уильям Крамп и сыновья». На Новой Земле один из мысов назван Варяг, в честь открытия его с корвета в ходе экспедиции 1870 года. В Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге (ЦВММ) сохранились модель корвета и носовая (гальюнная) фигура работы Н. С. Пименова. Также в ЦВММ хранится картина кисти Н. Л. Кладо, «Парусно-винтовой корвет «Варяг», 1865 год (см. в начале статьи).

"Варяг" на рейде. 1863 год.
"Варяг" на рейде. 1863 год.
Корвет "Варяг"
Корвет "Варяг"

Корвету «Витязь» кругосветное плавание довелось совершить дважды. В 1863-1864 годах в составе эскадры контр-адмирала Лесовского, вместе с однотипным «Варягом», он принимал участие в Экспедиции к берегам США.

30 августа 1863 года «Витязь» спас всех находившихся на борту немецкого барка « Шарлотта Кристина », который потерпел крушение во время путешествия из Владивостока в Чифу. Корвет исследовал пролив между Лонг-Айлендом и Новой Гвинеей, который в результате был назван проливом Витязя.

В 1870 году на корвете установили новые котлы завода Берда.

В первую свою кругосветку 1870-1874 годов «Витязь» вышел из Санкт-Петербурга под командованием капитана П. Н. Назимова. Задачей были картографические исследования. Корвет пересёк Атлантический океан, прошёл Магелланов пролив и достиг Новой Гвинеи, куда на берег залива Астролябия доставил известного ученого-этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая. Затем мимо берегов Японии, Китая, Индии «Витязь» дошёл до Аравийского полуострова и через Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтарский пролив и Ла-Манш вернулся в Кронштадт.

В 1882 году корвет был переименован в честь внезапно скончавшегося генерала М. Д. Скобелева. В 1883-1885 годах корвет «Скобелев» под командованием капитана Благодарева совершил второе кругосветное путешествие, вновь с участием Миклухо-Маклая, который на борту корвета летом 1883 года перебрался из Батавии на Новую Гвинею в шестое и последнее посещение острова.

В конце 1884 года корвет перевооружили на новые 152-мм орудия.

С 1892 года «Скобелев» стал учебным судном. В 1895 году его сделали блокшивом, в 1900 году исключили из списков и разобрали.

В честь корвета «Витязь», на котором путешествовал Миклухо-Маклай, назван московский кинотеатр, построенный в 1971 году на улице Миклухо-Маклая. В 1987 году Папуа-Новая Гвинея выпустила марку с изображением «Витязя » из серии марок с парусными судами, имеющими большое значение для истории страны.

В 1883 году был спущен на воду новый крейсер, которому присвоили имя «Витязь». Позже это название было присвоено крейсеру типа «Богатырь », который был уничтожен  пожаром во время постройки в 1901 году. В СССР имя «Витязь» носили научно-исследовательские суда.

«Витязь»
«Витязь»
«Витязь»
«Витязь»
Витязь в Неаполе
Витязь в Неаполе
Винтовой корвет Скобелев (до 27 июня 1882 Витязь)
Винтовой корвет Скобелев (до 27 июня 1882 Витязь)
-26

«Витязь»
«Витязь»
-28
-29

«Богатырь», головной корабль серии, начал службу на Тихом океане. В 1862-1863 годах он совершил переход на Дальний Восток, в составе отряда кораблей контр-адмирала А. А. Попова. В период британо-российского кризиса из-за Польши в 1863-1864 годах Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А.А. Попова тоже ушла в САСШ, в составе корветов «Богатырь», «Новик», «Рында», «Калевала», «Посадник» и клиперов «Абрек», «Гайдамак», «Наездник» и «Разбойник».

контр-адмирал А. А. Попов
контр-адмирал А. А. Попов

Дружественный визит русские корабли нанесли в солнечный Сан-Франциско. На борту флагманского корвета «Богатырь» в это время находился гардемарин С.О. Макаров.

Как уже привычно, во время пребывания русской эскадры в Сан-Франциско в ночь на 11 октября произошел сильный пожар, самый страшный в истории города.

Командир эскадры адмирал А.А. Попов сразу же приказал кораблям оказать населению города необходимую помощь.

«В 1 час 30 мин. первые 3 пожарных дивизиона были отправлены на берег под начальством капитана 2-го ранга П.А. Чебышева для тушения пожара». Вахтенный журнал корвета «Богатырь»

Согласно местной газете помощь со стороны русских моряков пришла вовремя, когда местные пожарные уже выбивались из сил и возникало ощущение того, что «битва с огнем будет проиграна…» И в это время к берегу начали подходить «лодка за лодкой с русскими моряками и офицерами». Они «заняли места усталых пожарных, долго и тяжело работали с помпами и победили пожар».

-31
-32
С.О. Макаров в своем дневнике упоминает, что в ночь с 10 на 11 октября в экипаже корвета был объявлен аврал, «на палубе все бегали с топорами, лопатами, ломами и веревками… прозвучала команда адмирала — «на шлюпки»»; «…наши кидались работать почти в огонь… матросы подавали воду даже, где было опасно для жизни… в 4 часа утра пожар был так мал, что нашей помощи уже не требовалось».

12 октября городские власти и представители американского морского командования нанесли визит на корвет «Богатырь» и выразили глубокую благодарность начальнику эскадры А.А. Попову за помощь, оказанную городу. В начале ноября 1863 года Городской совет Сан-Франциско подготовил и вручил адмиралу А.А. Попову благодарственный адрес. Адрес и доклад управляющего Морским министерством генерал-адъютанта Н. К, Краббе 20 января 1864 года были поданы императору Александру II.

Стоянка русских эскадр в портах САСШ оказалась довольно долгой и русские корабли приняли посильное участие в местной официальной жизни. 10 февраля 1864 года экипажи русских кораблей приняли участие в праздновании дня рождения президента США Джорджа Вашингтона, а корабли дали салют в 21 выстрел. В свою очередь, американцы во время празднования восшествия на престол императора Александра II 19 февраля 1864 года салютовали из пушек крепости Алыкатрас также 21 выстрелом.

Несла эскадра и потери. В октябре-ноябре 1863 года от болезней скончались три члена экипажей русских кораблей: матрос с клипера «Абрек» И.Силюкас, матрос 1-й статьи с корвета «Богатырь» А.Трапезников и музыкант с того же корабля К. Корт. Их с отданием соответствующих воинских почестей похоронили на военном кладбище Марского острова. Памятник до сих пор символизирует дружественные отношения между нашими народами.

После завершения русско-британского кризиса, совпавшего совершенно случайно с переломом в гражданской войне, русские эскадры покинули США. Провожать русских в Сан-Франциско вышло множество горожан, а эскадра, проходя Золотые ворота, подняла американские флаги и дала салют в 23 выстрела.

Дальневосточный поход корвет завершил в 1866 году, вернувшись в Кронштадт. В 1870 году он прошел там тимберовку.

В 1871-1872 годах в составе отряда кораблей вице-адмирала К. Н. Посьета на переходе из Кронштадта во Владивосток корвет сопровождал фрегат «Светлана», на борту которого путешествовал Великий князь Алексей Александрович. До 1876 года корвет участвовал в океанских походах. С 1888 года он блокшив, исключен из списков флота 12 марта 1888 года. Списан в 1900 году.

-33

«Аскольд» в конце 1864 года корвет зачислен в эскадру Тихого океана контр-адмирала Ф. С. Керна. В марте 1866 года ушёл в Шанхай, где де-факто поступил в состав эскадры Тихого океана. В ноябре 1866 года для прохождения морской практики на корвет поступил учащийся Николаевского морского училища Степан Макаров. 30 апреля 1866 года в составе отряда Керна вернулся в Кронштадт.

В 1867 году «Аскольд» принимал участие в урегулировании Критского кризиса, перевозил греческих беженцев совместно с английскими, французскими, итальянскими и австрийскими кораблями. Всего на русских кораблях было перевезено 24 917 человек. Корвет занимался крейсерством в Архипелаге до конца 1868 года. 1 января 1872 года на должность командира корвета «Аскольд» назначен капитан-лейтенант П. П. Тыртов. А сам корвет отправлен на Дальний Восток России в эскадру Тихого океана. В 1872-1876 годах корвет совершил второе кругосветное плавание.

В 1875 году корабль вернулся на Балтику и в связи с очередным обострением переведен в Средиземноморскую эскадру контр-адмирала И. И. Бутакова (фрегат «Петропавловск», фрегат «Светлана», корветы «Аскольд» и «Богатырь», клипер «Крейсер» и две шхуны).

В ноябре 1876 года почти вся Средиземноморская эскадра ушла в США ( «Вторая экспедиция русского флота к берегам Северной Америки»). К марту 1877 года вся эскадра сосредоточилась на рейде Нью-Йорка. В случае разрыва отношений с Англией, корабли должны были приступить к крейсерским операциям в Атлантическом океане. 29 апреля эскадра была отозвана на Балтику.

После Сан-Стефанского мира с Турцией в 1878 году вновь обострились отношения с Англией. был составлен новый план крейсерской войны. Предполагалось задействовать фрегат «Князь Пожарский», корвет «Аскольд» и клипер «Джигит».

В 1880-1881 годах «Аскольд» вновь входил в состав эскадры Средиземного моря.В 1891 году корвет сдан к кронштадтскому порту. 31 июля 1893 года выведен из боевого состава, после чего переоборудован в блокшив, с присвоением номера 10.

В честь корвета «Аскольд» названа одна из банок в Японском море. В 1879 году вновь введённый встрой маяк в Амурском лимане был назван в честь корвета — Аскольд. Писатель Александр Яковлевич Максимов опубликовал воспоминания после путешествия на Дальний Восток на корвете «Аскольд».

-34
Аскольд на рейде Гонолулу, 1873 год
Аскольд на рейде Гонолулу, 1873 год

-36
Аскольд_в_Кронштадте
Аскольд_в_Кронштадте
«Аскольд»
«Аскольд»

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам