Неудачное завершение Крымской войны парадоксально привело к резкому росту строительства нового, винтового парового флота России. Акцент при этом делался на нереализованную в ходе войны возможность "пощипать" британские океанские коммуникации. Вслед за шестью архангельскими клиперами и четырнадцатью охтинскими корветами «11-пушечного ранга», заложенными еще во время войны, были сделаны заказы даже на верфях вчерашнего противника, построивших для Российского Императорского флота фрегат, корвет и императорскую яхту. За ними последовали вторая и третья серии клиперов, 15-пушечный корвет «Калевала».
Уже через несколько лет после завершения Крымской войны Россия вновь была готова к Большой игре, причем она обладала уже современным и сбалансированным флотом. Внимание империи теперь было больше обращено на восток, сулящий головокружительные перспективы. Россия активно проникала в Туркестан и усиленно осваивала новые земли на тихоокеанском побережье.
В мировой же политике наступала эпоха "дипломатии канонерок". Возможность обеспечить присутствие своих боевых кораблей в любой точке планеты стало необходимостью для любой великой державы.
Для дальнего плавания, защиты интересов империи на Дальнем Востоке, необходимо было увеличить количество крупных боевых кораблей. Клипера и малые корветы не могли справиться со всеми задачами. Морское министерство начало разрабатывать проект новых корветов «17-пушечного ранга». Проект разработал штабс-капитан Н. Г. Коршиков.
Серия из четырех кораблей этого типа строилась на четырех различных балтийских верфях России, что привело к различиям между ними. 15 апреля 1859 года в Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга был заложен головной корвет, «Богатырь». Водоизмещение составило 2155 тонн, машину на 360 л.с. для него изготовил завод Берда в 1860 году. Второй корвет, «Аскольд» (строитель штабс-капитан Л.Г. Шведе, за создание корвета Л. Г. Шведе получил бриллиантовый перстень), заложили в Петербурге на Охтенской верфи 6 октября 1862 года. Механизмы для него были взяты с винтового фрегата «Аскольд». Постройку обоих питерских корветов по подряду обеспечивал купец 1-й гильдии С. Г. Кудрявцев.
Еще два корвета строились в Великом княжестве Финляндском, входившем тогда в состав Российской империи. 6 декабря 1860 года на Улеаборгской верфи был заложен «Варяг» (наблюдающие за постройкой - капитан Н.А. Арцеулов и капитан-лейтенант Лунд), на него поставили механизмы с фрегата «Полкан», изготовленные английским заводом Пенна в 1854 году, и новые котлы Кронштадтского пароходного завода. Четвертый корвет, «Витязь» (наблюдающий за постройкой капитан Н.А. Арцеулов), заложили 23 августа 1861 года на финской Бьернеборгской верфи. Машина для этого корабля была приобретена у бельгийского завода «Коккериль». Стоимость постройки корпуса корвета «Варяг» составила 400 166 рублей 41¾ копейки. Оценочная стоимость его машины 165 119 рублей 73 копейки. Цена за котлы и исправления машины составила 127 706 рублей 10¼ копейки.
Корпуса кораблей были построены из горной сосны, дуба и ели, тика и лиственницы. Единственная дымовая труба была телескопической и размещалась перед грот-мачтой.
В 1863-1864 годах корабли вступили в строй. Хотя они получили разнообразные, частью устаревшие и уже маломощные механизмы и имели довольно скромные скоростные характеристики, но «зато обладали прекрасными морскими и парусными качествами, обнаруженными ими продолжительной службой в дальних плаваниях», как отмечено в отчетах по Морскому ведомству.
Р. А. Лунд, пережив сильнейший ураган в Атлантическом океане отметил: «Во время урагана корвет выказал себя прекрасным морским судном, держался хорошо, качку имел плавную и спокойную. Постройка корвета оказалась прочною и крепкою».
Под парусами корветы могли идти на 10 узлах, под машиной на 11. Во время окончательных испытаний машины, «Варяг» показал одинаковую скорость в 10,5 узлов в гонке с однотипным корветом «Витязь». Исходное вооружение составили 17 196-мм гладкоствольных бомбических пушек, но в начале 70-х корветы перевооружили на пять 152-мм и четыре 4-фунтовых нарезных. Перевооружение сопровождалось изменениями конструкции корпуса и орудийных портов.
Четыре парусно-винтовых корвета «17-пушечного ранга» типа «Богатырь» приняли активное участие в защите и освоении тихоокеанских владений России.
Кстати, имя «Варяг» в российском и советском Флоте носило 29 кораблей, с учётом судов гражданских ведомств. Корвет был вторым этого имени, после тендера, приобретенного в 1847 году князем Б.Голицыным в Лондоне.
«Богатырь» Новое адмиралтейство. Заложен 15.04.1859. Спущен на воду 6.09.1860. Тимберован в 1870 г. 14 февраля 1887 г. сдан Кронштадтскому порту. Высочайшим повелением от 12 марта 1888 г. корвет «Богатырь», служивший к тому времени блокшивом, был исключен из списков судов флота. Списан 1900 г. Блокшив № 7 продан на слом лишь в 1901 - 1902 гг.
«Варяг» Bergbom & Candelin, Оулу (Улеаборг). Строительство начато 6 декабря 1860 года Спущен на воду 1 июня 1861 года Введён в эксплуатацию 9 мая 1863 года. В 1876 г. прошел капитальный ремонт. 16 февраля 1885 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 21 июня 1886 г. и продан на слом.
«Витязь» (с 27. 06. 1882-«Скобелев»). Бьернеборгская верфь. Заложен 23.08.1861. Спущен на воду 24.07.1862. Вступил в строй 1862 г. В 1874 г. прошел капитальный ремонт. В 1881 г. тимберован в Кронштадте. С 1 февраля 1892 г. учебное судно. 26 ноября 1894 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 30 января 1895 г.
«Аскольд» Охтинская верфь. Заложен 6.10.1862 . Спущен на воду 15.10.1863 . Вступил в строй 1864 г. Тимберован в 1871-^-1872 гг. в Кронштадте. При тимберовке установили новые котлы. 5 мая 1891 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 31 июля 1893 г. и обращен в блокшив № 10. В 1901 г. продан на слом.
«Богатырь»
Водоизмещение 2155 тонн. Длина 67,6 м. Ширина 12,1 м. Осадка 5,8 м. Машина мощностью 360 номинальных л. с., изготовлена на заводе Берда в С.-Петербурге. 1 винт. Скорость под парусами 13—14 уз., под парами — 10,5 уз.
Первоначальное вооружение-17 пушек ( 1— 60-фн пушка № 1, 16—60-фн пушек № 2). На 1871 —1877 гг.: 8—5,9-дм германских нарезных и 4—4-фн нарезные пушки.
«Варяг»
Водоизмещение 2156 тонн. Длина 68,3 м. Ширина 12,13/15,54 м. Осадка 5,5-5,6 м.
Двигатели- паровая машина, изготовленная на заводе Пенна в Англии, 360 номинапьных л. с, 900 л. с., снята с фрегата «Полкан», котлы новые. 1 двухлопастной гребной винт в подъёмной раме. Паруса. Скорость хода 10-13 узлов (под парусами, по другим данным 6-7 ), 9,5-11 узлов. (под парами) .Дальность плавания под парами при скорости хода в 10 узлов составляла 2300 морских миль. Экипаж 340 человек (в том числе 14 офицеров, 39 нижних чинов и вольнонаёмных, 286 рядовых и 1 священнослужитель).
Вооружение на 1863 год- 17 × 196-мм гладкоствольных бомбических пушек (16— 60-фн пушек № 2,1-60-фн № 1). С 1870 г. перевооружен нарезными пушками: 5— 6-дм и 4—4-фн. На 1880 г.: 1—5,9-дм германская нарезная, 10—9-фн нарезных, 2— 4-фн медные, 1 пушка Энгстрема. На 1883 г.: 8—9-фн обр. 1877 г., 2-4-фн медные, 2 пушки Энгстрема.
«Витязь»
Водоизмещение 2156 тонн.Длина 66,3 м. Ширина 12 м. Осадка 5,3 м. Паровая машина мощностью 160/1618 (номинальных/индикаторных) лошадиных сил, изготовленная на заводе Коккериль в Бельгии. 1 винт. Скорость 11-12 узлов.
Вооружение на 1860 год состояло- одна 60-фунтовая пушка № 1 и 16-ть 60-фунтовых пушек № 2. К 1870 году гладкоствольные пушки были заменены нарезными орудиями в количестве 5-ти 6-дюймовых пушек образца 1867 года, 4-х 9-фунтовых орудий образца 1867 года и 3-х скорострельных пушек.
«Аскольд»
Водоизмещение 2217 тонн. Длина 66,3/75 м. Ширина 12,1 м. Осадка 5,3 м. Максимальная осадка в грузу составляла 6,24 метра; средняя осадка носом была 5,3 метра, 5,9 метра — кормой
Машина мощностью 360/ 910 (номинальных/индикаторных) л. с., снята с фрегата «Аскольд». 1 винт. Скорость под парусами до 8 узлов, под парами 11,5 узлов. В 1862 г. планировали установить броню, но после от этой идеи отказались.
Первоначальное вооружение- 17 пушек (1— 60-фн пушка № 1, 16—60-фн №2). На 1870 г.: 5—6-дм обр. 1867 г., 4—4-фн нарезные. В 1876-1882 гг.: 8-6-дм и 4- 9-фн пушки.
Наиболее известен из четверки «Варяг». Сразу после постройки ему выпало в 1863-1864 годах в составе русской Атлантической эскадры контр-адмирала Лесовского принять участие в Американской экспедиции. Антирусская позиция Британии по отношению к Польскому восстанию 1863 года заставила русское командование перебросить свои крейсерские эскадры на Атлантическое и Тихоокеанское побережье САСШ для возможности маневра на британские коммуникации. С учетом занятой Британией про-конфедератской позиции, русская крейсерская демонстрация усилила позиции северян в гражданской войне и способствовала сохранению единства страны.
Командиром «Варяга» тогда был герой Севастопольской обороны капитан-лейтенант Р. Лунд. Кроме него в состав эскадры входили: фрегаты "Александр Невский", "Ослябя", "Пересвет", однотипный корвет "Витязь", клипер "Алмаз", два вспомогательных судна ("Красная Горка" и "Артельщик"). Вместе со всей командой тяготы похода нес и судовой кот Леонтий (фото не сохранилось).
14 июля 1863 года контр-адмирал С. С. Лесовский получил от Управляющего Морским Министерством Н. К. Краббе секретную инструкцию для эскадры, она должна была скрытно пройти Балтику, Северное море и прибыть в Нью-Йорк, и в случае вмешательства Англии в польский конфликт эскадра должна была начать действовать на её торговых путях. Также в ней были прописаны действия кораблей, если Англия пойдёт на открытое столкновение с Россией ещё на переходе эскадры к САСШ. Так, каждый корабль должен следовать в определённый ему район крейсерства - «Александр Невский» должен был крейсировать в Северной Атлантике на линии Ливерпуль — Нассау; «Пересвет» на пути из Англии в Ост-Индию; «Ослябя» в районе Азорских островов; «Варяг» на пути из Англии в Южную Америку; «Витязь» на пути от мыса Доброй Надежды до острова Святой Елены; «Алмаз» должен был действовать в центральной части Атлантического океана.
Появление русских кораблей у американских берегов оказалось неожиданностью для британцев, утверждают, что дозоры Королевского флота потеряли балтийскую эскадру.
«Как мог королевский флот прозевать русских?»; «Может, они перелетели по воздуху?»- возмущалась «Таймс».
29 сентября 1863 года в заливе Гудзона салютом встретили русскую эскадру. По реке Потомак «Варяг» поднялся к столице -Вашингтону.
Американцы наоборот были в восторге- «Сердечная встреча русских», «Восторженная народная демонстрация», «Появление русского флота обеспечило Северный союз от вмешательства Англии», «Спасибо!». Морской министр Уэллес записал в своем дневнике: «Боже, благослови русских».
Попутно экипаж корвета по старой русской традиции спас город Аннаполис (Мэриленд) от пожара 2 февраля 1864 года. Интересно, как американцы справлялись с пожарами, когда в гавани случайно не было пары русских кораблей?
"по просьбе городских властей с корвета были посланы пожарные партии с брандспойтами, ломами, топорами и концами. Работали круглосуточно, в несколько смен. К середине дня 3 февраля пожар был остановлен. Матросы наши показали себя молодцами и заслужили похвалу американцев, выраженную в местной газете». Капитан-лейтенант Р. А. Лунд, судовой журнал.
«Здесь каждый прохожий старается показать нам свою симпатию...»; «Корвет посетила депутация от генерального собрания штата Мариланда и пригласила нас посещать сенат и палату своего штата во всякое удобное для нас время».
Через 9 месяцев, когда кризис в русско-британских отношениях миновал, русские эскадры покинули гостеприимные американские берега.
Корвет, покинув эскадру, ушел в кругосветное путешествие, на Дальний Восток, по дороге посетил Багамы, Гавайские острова, Японию, Китай, остров Мадагаскар; стал первым русским военным кораблём, который вышел через Магелланов пролив в Тихий океан. В Магеллановом проливе на острове Елизаветы были спасены английские яхтсмены, экипаж британской шхуны «Темисъ»(13 человек). Шхуна была взята на буксир и через неделю смогла самостоятельно продолжить путь.
С 1865 по 1866 год являлся флагманом Тихоокеанской эскадры. Здесь корвет провел около года. А на его борту проходил службу гардемарин Степан Макаров.
На корвете служили позже многие другие известные люди- будущий академик А. Крылов, будущий командир легендарного крейсера «Варяг» В. Руднев, великий князь Александр Михайлович, будущие адмиралы Александр Павлович Шестаков, Евге́ний Ива́нович Алексе́ев, Фёдор Васильевич Дуба́сов и другие.
На обратном пути в Кронштадт, в Индийском океане, экипаж корвета пережил эпидемию желтой лихорадки, около 10 моряков умерло, около 30 пришлось передать в госпиталь в Самонстауне. Еще одного моряка на берегу убили. В 1867 году корвет вернулся в Кронштадт и встал на ремонт. В 1870 году корабль в составе эскадры вице-адмирала К. Посьета ( клипер "Жемчуг" и шхуна "Секстан") посетил северные моря. Помимо демонстрации русского флага целью экспедиции было "выгуливание" Великого князя Алексея Александровича на севере, а также поиск места под северную военно-морскую базу и закрепление суверенитета над Новой Землей. По пути корабли посетили Киль, Берген, Гаммерфест и Варде.
20 июня 1870 года эскадра вошла в Белое море. Великий князь на пароходе «Десятинный» посетил Архангельск и другие населенные пункты. 12 июля эскадра прибыла на Новую Землю, где были проведены масштабные научные исследования. Островам, проливам и заливам, открытым русскими моряками были присвоены имена кораблей и первопроходцев (полуостров Макарова, остров Казаринова, остров Жемчуг, мыс Варяг, мыс Мофета, мыс Муравьёва, мыс Росселя, мыс Тудера, мыс Макарова, рейд Алексея). Это была первая научная экспедиция России в высоких широтах.
С 1871 года по 1874 год «Варяг» состоял в отряде судов Морского училища. В 1872 году «Варяг» выходил для таможенного крейсерства и преследования контрабанды вдоль балтийских берегов.
В 1877 году, во время Русско-турецкой войны паровой катер с «Варяга» был отправлен на Дунай. Его оборудовали шестовыми минами и в апреле использовали при атаке на турецкие броненосцы (мониторы) «Люфти-Джелиль» и «Сейфи».
Приказом генерал-адмирала № 16 от 16 февраля 1885 года «Варяг», «Воевода», «Изумруд», «Гайдамак» и парусный транспорт (бывший корвет) «Гиляк» были сданы к Кронштадтскому порту. В 1886 году, после серьёзной ходовой аварии, произошедшей в начале июня, 21 июня «Варяг» был исключён из списков судов флота по причине невозможности ремонта, ветхости корпуса и механизмов (ему при постройке досталась самая старая машина) и выслуге лет. Далее продан на слом.
Именем «Варяг», по решению Геральдической Комиссии Адмиралтейства от 10 мая 1898 года, был назван новый крейсер 1-го ранга, строящийся на верфи «Чарльз Уильям Крамп и сыновья». На Новой Земле один из мысов назван Варяг, в честь открытия его с корвета в ходе экспедиции 1870 года. В Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге (ЦВММ) сохранились модель корвета и носовая (гальюнная) фигура работы Н. С. Пименова. Также в ЦВММ хранится картина кисти Н. Л. Кладо, «Парусно-винтовой корвет «Варяг», 1865 год (см. в начале статьи).
Корвету «Витязь» кругосветное плавание довелось совершить дважды. В 1863-1864 годах в составе эскадры контр-адмирала Лесовского, вместе с однотипным «Варягом», он принимал участие в Экспедиции к берегам США.
30 августа 1863 года «Витязь» спас всех находившихся на борту немецкого барка « Шарлотта Кристина », который потерпел крушение во время путешествия из Владивостока в Чифу. Корвет исследовал пролив между Лонг-Айлендом и Новой Гвинеей, который в результате был назван проливом Витязя.
В 1870 году на корвете установили новые котлы завода Берда.
В первую свою кругосветку 1870-1874 годов «Витязь» вышел из Санкт-Петербурга под командованием капитана П. Н. Назимова. Задачей были картографические исследования. Корвет пересёк Атлантический океан, прошёл Магелланов пролив и достиг Новой Гвинеи, куда на берег залива Астролябия доставил известного ученого-этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая. Затем мимо берегов Японии, Китая, Индии «Витязь» дошёл до Аравийского полуострова и через Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтарский пролив и Ла-Манш вернулся в Кронштадт.
В 1882 году корвет был переименован в честь внезапно скончавшегося генерала М. Д. Скобелева. В 1883-1885 годах корвет «Скобелев» под командованием капитана Благодарева совершил второе кругосветное путешествие, вновь с участием Миклухо-Маклая, который на борту корвета летом 1883 года перебрался из Батавии на Новую Гвинею в шестое и последнее посещение острова.
В конце 1884 года корвет перевооружили на новые 152-мм орудия.
С 1892 года «Скобелев» стал учебным судном. В 1895 году его сделали блокшивом, в 1900 году исключили из списков и разобрали.
В честь корвета «Витязь», на котором путешествовал Миклухо-Маклай, назван московский кинотеатр, построенный в 1971 году на улице Миклухо-Маклая. В 1987 году Папуа-Новая Гвинея выпустила марку с изображением «Витязя » из серии марок с парусными судами, имеющими большое значение для истории страны.
В 1883 году был спущен на воду новый крейсер, которому присвоили имя «Витязь». Позже это название было присвоено крейсеру типа «Богатырь », который был уничтожен пожаром во время постройки в 1901 году. В СССР имя «Витязь» носили научно-исследовательские суда.
«Богатырь», головной корабль серии, начал службу на Тихом океане. В 1862-1863 годах он совершил переход на Дальний Восток, в составе отряда кораблей контр-адмирала А. А. Попова. В период британо-российского кризиса из-за Польши в 1863-1864 годах Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А.А. Попова тоже ушла в САСШ, в составе корветов «Богатырь», «Новик», «Рында», «Калевала», «Посадник» и клиперов «Абрек», «Гайдамак», «Наездник» и «Разбойник».
Дружественный визит русские корабли нанесли в солнечный Сан-Франциско. На борту флагманского корвета «Богатырь» в это время находился гардемарин С.О. Макаров.
Как уже привычно, во время пребывания русской эскадры в Сан-Франциско в ночь на 11 октября произошел сильный пожар, самый страшный в истории города.
Командир эскадры адмирал А.А. Попов сразу же приказал кораблям оказать населению города необходимую помощь.
«В 1 час 30 мин. первые 3 пожарных дивизиона были отправлены на берег под начальством капитана 2-го ранга П.А. Чебышева для тушения пожара». Вахтенный журнал корвета «Богатырь»
Согласно местной газете помощь со стороны русских моряков пришла вовремя, когда местные пожарные уже выбивались из сил и возникало ощущение того, что «битва с огнем будет проиграна…» И в это время к берегу начали подходить «лодка за лодкой с русскими моряками и офицерами». Они «заняли места усталых пожарных, долго и тяжело работали с помпами и победили пожар».
С.О. Макаров в своем дневнике упоминает, что в ночь с 10 на 11 октября в экипаже корвета был объявлен аврал, «на палубе все бегали с топорами, лопатами, ломами и веревками… прозвучала команда адмирала — «на шлюпки»»; «…наши кидались работать почти в огонь… матросы подавали воду даже, где было опасно для жизни… в 4 часа утра пожар был так мал, что нашей помощи уже не требовалось».
12 октября городские власти и представители американского морского командования нанесли визит на корвет «Богатырь» и выразили глубокую благодарность начальнику эскадры А.А. Попову за помощь, оказанную городу. В начале ноября 1863 года Городской совет Сан-Франциско подготовил и вручил адмиралу А.А. Попову благодарственный адрес. Адрес и доклад управляющего Морским министерством генерал-адъютанта Н. К, Краббе 20 января 1864 года были поданы императору Александру II.
Стоянка русских эскадр в портах САСШ оказалась довольно долгой и русские корабли приняли посильное участие в местной официальной жизни. 10 февраля 1864 года экипажи русских кораблей приняли участие в праздновании дня рождения президента США Джорджа Вашингтона, а корабли дали салют в 21 выстрел. В свою очередь, американцы во время празднования восшествия на престол императора Александра II 19 февраля 1864 года салютовали из пушек крепости Алыкатрас также 21 выстрелом.
Несла эскадра и потери. В октябре-ноябре 1863 года от болезней скончались три члена экипажей русских кораблей: матрос с клипера «Абрек» И.Силюкас, матрос 1-й статьи с корвета «Богатырь» А.Трапезников и музыкант с того же корабля К. Корт. Их с отданием соответствующих воинских почестей похоронили на военном кладбище Марского острова. Памятник до сих пор символизирует дружественные отношения между нашими народами.
После завершения русско-британского кризиса, совпавшего совершенно случайно с переломом в гражданской войне, русские эскадры покинули США. Провожать русских в Сан-Франциско вышло множество горожан, а эскадра, проходя Золотые ворота, подняла американские флаги и дала салют в 23 выстрела.
Дальневосточный поход корвет завершил в 1866 году, вернувшись в Кронштадт. В 1870 году он прошел там тимберовку.
В 1871-1872 годах в составе отряда кораблей вице-адмирала К. Н. Посьета на переходе из Кронштадта во Владивосток корвет сопровождал фрегат «Светлана», на борту которого путешествовал Великий князь Алексей Александрович. До 1876 года корвет участвовал в океанских походах. С 1888 года он блокшив, исключен из списков флота 12 марта 1888 года. Списан в 1900 году.
«Аскольд» в конце 1864 года корвет зачислен в эскадру Тихого океана контр-адмирала Ф. С. Керна. В марте 1866 года ушёл в Шанхай, где де-факто поступил в состав эскадры Тихого океана. В ноябре 1866 года для прохождения морской практики на корвет поступил учащийся Николаевского морского училища Степан Макаров. 30 апреля 1866 года в составе отряда Керна вернулся в Кронштадт.
В 1867 году «Аскольд» принимал участие в урегулировании Критского кризиса, перевозил греческих беженцев совместно с английскими, французскими, итальянскими и австрийскими кораблями. Всего на русских кораблях было перевезено 24 917 человек. Корвет занимался крейсерством в Архипелаге до конца 1868 года. 1 января 1872 года на должность командира корвета «Аскольд» назначен капитан-лейтенант П. П. Тыртов. А сам корвет отправлен на Дальний Восток России в эскадру Тихого океана. В 1872-1876 годах корвет совершил второе кругосветное плавание.
В 1875 году корабль вернулся на Балтику и в связи с очередным обострением переведен в Средиземноморскую эскадру контр-адмирала И. И. Бутакова (фрегат «Петропавловск», фрегат «Светлана», корветы «Аскольд» и «Богатырь», клипер «Крейсер» и две шхуны).
В ноябре 1876 года почти вся Средиземноморская эскадра ушла в США ( «Вторая экспедиция русского флота к берегам Северной Америки»). К марту 1877 года вся эскадра сосредоточилась на рейде Нью-Йорка. В случае разрыва отношений с Англией, корабли должны были приступить к крейсерским операциям в Атлантическом океане. 29 апреля эскадра была отозвана на Балтику.
После Сан-Стефанского мира с Турцией в 1878 году вновь обострились отношения с Англией. был составлен новый план крейсерской войны. Предполагалось задействовать фрегат «Князь Пожарский», корвет «Аскольд» и клипер «Джигит».
В 1880-1881 годах «Аскольд» вновь входил в состав эскадры Средиземного моря.В 1891 году корвет сдан к кронштадтскому порту. 31 июля 1893 года выведен из боевого состава, после чего переоборудован в блокшив, с присвоением номера 10.
В честь корвета «Аскольд» названа одна из банок в Японском море. В 1879 году вновь введённый встрой маяк в Амурском лимане был назван в честь корвета — Аскольд. Писатель Александр Яковлевич Максимов опубликовал воспоминания после путешествия на Дальний Восток на корвете «Аскольд».
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам