Потери, понесенные под Нарвой, создали серьезные проблемы для правителя Петра I, всей России в целом. Срочно требовались деньги для восстановления войска, обеспечения его оружием. При наличии финансов в достаточном количестве решаются любые проблемы. Оказавшись в таком положении, царь обратился за помощью и получил ее от Федора Ромодановского. Он был князем-кесарем, человеком честных правил, но со звериной жестокостью. В годы деятельности Петр I всецело доверял этому боярину, в свое отсутствие оставлял его управляющим.
Правитель в разговоре с Ромодановским поделился, что денег в казне нет, артиллерия разгромлена, а оставшихся солдат просто нечем кормить. Единственным выходом он считал изъятие сокровищ в монастырях для решения насущных проблем. Однако опытный, уже в возрасте соратник, который прослужил жизнь брату и отцу царя предложил отказаться от затеи. Взамен он показал тайную комнату при Кремле, где взору Петра I открылись груды с:
- голландскими ефимками;
- мелкими деньгами из серебра;
- серебряной посудой;
- позолоченной сбруей.
Если верить Нартову, на все это Ромодановский поведал удивительную историю. Когда в дальние и рискованные походы отправлялся Алексей Михайлович, по полному доверию передавал на хранение излишковые сокровища с деньгами. Уже прощаясь с жизнью, он призвал боярина и приказал, чтобы никто из наследников не знал о скоплениях. Причиной может послужить только неотвратимая нужда в военные годы.
Легенда выглядит именно так, она может содержать правду лишь отчасти, ведь невозможно было хранить богатства отдельно от царской казны. Что же касается Ромодановского, он действительно всегда помогал дельным и полезным советом, доказывал верность и преданность, и не брал мзду. Не удивительно, что его все боялись, ведь дело и слово государево князем-кесарем расследовалось справедливо, независимо от чинов.
Что касается механического решения кризиса с деньгами, Петр попросту запустил усиленную штамповку быстро обесценивающихся денег. Частично в монетах серебро заменилось дешевым сырьем. Вплоть до 1700 года изготавливалось в среднем 200-500 тыс. руб. ежегодно. К 1702 году объем повысился до 4,5 млн. Так за предельно короткий срок перекрылась бюджетная дыра.
Найден был и дополнительный способ заработка на продаже гербовой бумаги. Версию предложил Алексей Курбатов, подсмотревший подобные действия во время заграничных путешествий. Если человек желал обратиться с просьбой к правителю, получить на руки какой-либо документ, требовалось обязательное приобретение гербовой бумаги.
Идея, предложенная некогда дворецким Курбатовым, оказалась прибыльной на практике, за что он был объявлен дьяком Оружейного приказа, впоследствии дослужился до вице-губернатора в пределах Архангельска. Вскоре прибыль от порчи монеты быстро прекратилась, да и гербовая бумага не пополняла казну миллионами. Что касается секретных сокровищ, если они и существовали, все без остатка ушли на войну.
Петру ничего не оставалось, как ввести действие налогов на все, как в те времени поступали многие правители. Примером станет внесение подати за кораблестроение, покупку сбруи с лошадьми, подводы и пр. Деньги таяли на глазах, уходя на войну. Без внимания не осталось и воровство потомков гнезда Петрова.