В одной литературной группе случайно наткнулась на рассуждения о рассказе Куприна «На разъезде», пост вызвал горячие споры в комментариях, и я быстро ознакомилась с маленькой историей, чтобы иметь собственное представление.
Мне хотелось бы не рассказать вам о самом рассказе, а высказать личное мнение касательно событий, если хотите его прочесть, остановитесь на этом моменте, уйдёт всего 5-10 минут на ознакомление, дальше я полностью раскрываю сюжет, чтобы огласить мысли.
История приятная и легкая, но вполне банальная.
Молодая дама едет в поезде с деспотичным мужем, позже мы узнаем, что вступила она в брак по глупости, пыталась избежать этой ошибки перед самой церемонией, но всё-таки оказалась в железных оковах семейной жизни, где была глубоко несчастна, но смирилась.
В поезде девушка встречает попутчика - молодого художника и ночи напролёт ведёт с ним беседы, о каких-то лёгких обыденных вещах, детских воспоминаниях, но в ходе, казалось бы, пустой болтовни, молодые люди осознают, что понимают друг друга с полуслова, мысли их похожи, а души терзаются одинаковыми тревогами. Всё это для обоих удивительно, словно они знают друг друга сто лет и взахлёб болтают после долгой разлуки.
В конечном счете художник предлагает ей сбежать, и они вместе выходят на перрон - в совместное будущее и безызвестность, даже не взяв багаж дамы.
Конечно же, в обсуждении читатели разбились на два лагеря: одни готовы во имя любви оправдать любые поступки, другие сомневались в порядочности дамы и осуждали такую ветреность.
Мне кажется, очарование этого рассказа именно в том, что мы никогда не узнаем, как сложилась дальнейшая жизнь влюблённых. Будь они счастливы до старости, балуя внуков, заласканных любовью, воскликнули бы - «игра стоила свеч!», узнай, что оба пожалели о своей горячности и минутном влечении, констатировали бы - «по делом ей, изменщице!». Но мы этого никогда не узнаем, а посему будем опираться лишь на свой жизненный опыт, позиции и понятия, чтобы сформулировать отношение к данным событиям и гипотетически предугадать дальнейший ход истории.
Что касается меня, уверена - любые события, делающие тебя несчастным, нужно менять. Обрывать, исключать, рвать в клочья или грызть зубами, но не жить всю жизнь в ожидании жизни, волоча груз боли и печали. Второго шанса на жизнь не представится, и быть мёртвым уже при жизни - сомнительный выбор. Но другое дело, опять-таки субъективно, любые решения стоит принимать взвешенно, подходя к делу с холодной головой. В молодости действительно легко спутать мимолётное увлечение с настоящими чувствами, тем более, если ты изголодался по любви.
В конкретном произведении Александр Иванович всячески пытается подчеркнуть, что главные герои почувствовали не горячую страсть, а тёплое родство душ. Наверное, самое главное в жизни - найти своего человека, человека, который тебя поймёт и примет. Не обязательно партнера - друга, наставника, приятеля, но это воистину сказочное чувство, когда кто-то разделяет твои взгляды и смотрит в том же направлении на жизнь.
Думаю, герои данного рассказа нашли это сокровище, а в таком случае даже самый «неправильный» поступок приобретает другие черты. Позвольте подытожить монолог моей самой любимой цитатой Ницше, тут она как никогда кстати:
То, которое сделано из любви, всегда выше хорошего и плохого.
Очень интересно послушать ваше мнение о данной истории. Осуждаете ли вы главную героиню?