Истинное мужество признает даже враг.
А высшую военную награду Великобритании - Крест Виктории британский военнослужащий мог получить лишь за «выдающуюся храбрость, или какой-то дерзкий или необычайный акт доблести или самопожертвования, или чрезвычайную преданность долгу в присутствии врага». Значит, враг являлся свидетелем этого акта, этой преданности долгу. И порой так случалось, что кроме врага других свидетелей мужества британцев не было. И тогда противник сам рекомендовал представить их награде посмертно.
Три таких уникальных случая произошли во время Второй Мировой войны. Их героями стали моряк Джерард Руп, пехотинец Томас Дюррант и летчик Ллойда Тригг. Сражаясь с ними офицеры немецкого флота были настолько восхищены их самопожертвованием, что стали инициаторами их посмертного награждения Крестом Виктории.
Подробнее об этом в моей статье о трех храбрецах в журнале "Профиль"
Достойно уважения: как немцы хлопотали о награждении британцев Крестом Виктории
08.01.2023 Владимир Нагирняк
Проявленное в бою мужество может оценить даже враг. Примером тому служат трое британских военнослужащих, получивших Крест Виктории во время Второй мировой войны. Об их награждении просили офицеры вооруженных сил противника, ставшие свидетелями подвигов этих британцев.
Демократичная награда
Крест Виктории – высшая военная и самая престижная награда Великобритании, учрежденная в 1856 году. До появления этого ордена в британских вооруженных силах не существовало официальной стандартизированной системы признания и поощрения храбрости военнослужащих. После окончания Крымской войны королева Виктория решила исправить ситуацию, повелев военному министерству ввести новую награду, которая бы вручалась солдатам и офицерам за «выдающуюся храбрость, или какой-то дерзкий или необычайный акт доблести или самопожертвования, или чрезвычайную преданность долгу в присутствии врага» без оглядки на чины и сословия.
Несмотря на заявленную демократичность награды, получить Крест Виктории было непросто. Рекомендация к награждению за подвиг, соответствующий статуту ордена, должна была пройти через все инстанции, получить утверждение военного министерства и, в конце концов, монарха, подписывавшего указ о награждении. За всю историю существования ордена его кавалерами стали 1355 человек, включая 181 участника Второй мировой войны.
Важную роль в вопросе награждения играло подтверждение подвига тремя свидетелями. Но порой случалось так, что с британской стороны свидетелей найти не удавалось, поскольку все они были либо мертвы, либо в плену. В этой ситуации подтвердить доблесть британца мог неприятель. Именно так и произошло при награждении Крестом Виктории моряка Джерарда Рупа, пехотинца Томаса Дюрранта и летчика Ллойда Тригга.
«Приготовиться к тарану!»
В апреле 1940-го Норвегия стала полем боя для Германии и англо-французских союзников. Каждый из противников планировал первым оккупировать эту скандинавскую страну. Немцы делали ставку на воздушные и морские десанты, союзники – на минирование вод Норвегии и высадку в ее портах. Оба вторжения начались практически одновременно, что привело к столкновению враждующих флотов в море.
5 апреля из Скапа-Флоу вышел британский линейный крейсер «Ринаун» с четырьмя эсминцами для прикрытия кораблей, которые через двое суток должны были начать ставить мины. На следующий день начался шторм и с эсминца «Глоууорм» смыло за борт матроса. Его командир Джерард Руп передал на «Ринаун», что остается для поиска своего человека. Но на базу корабль не вернулся. Лишь 8 апреля в Скапа-Флоу приняли сообщение с «Глоууорма» о его контакте с противником.
Не сумев отыскать оказавшегося в бурном море моряка, Руп решил идти к «Ринауну», но неожиданно столкнулся с неизвестными эсминцами. На запрос Рупа, из какой они страны, те ответили, что из Швеции. Британцы не поверили и открыли огонь. Решение было верным, поскольку на самом деле корабли были немецкими – «Глоууорм» встретил вражескую десантную группу, следовавшую в Тронхейм.
Британцы обменялись с противником несколькими залпами без попаданий. После этого немцы вышли из боя, поспешив укрыться в снежном шквале. Руп последовал за ними, не подозревая, что отступление вражеских эсминцев лишь уловка, призванная вывести его прямо на орудия лидера группы – тяжелого крейсера «Хиппер». Впрочем, позже моряки с «Глоууорма» вспоминали, что их командир хотел провести разведку боем, понимая опасность встречи с более сильным противником.
Выйдя из полосы непогоды, британский эсминец оказался перед вражеским крейсером. Хотя шансы победить «Хиппера» были минимальны, Руп вступил в бой. «Глоууорм» поставил дымовую завесу, под прикрытием которой совершил две торпедные атаки. Крейсер увернулся от десяти торпед, ответив метким огнем своих орудий. Эсминец загорелся после нескольких попаданий. Тогда Руп отдал команду: «Приготовиться к тарану!»
Хотя на «Хиппере» заметили маневр эсминца, избежать тарана крейсер не смог. Нос «Глоууорма» врезался в его правый борт, но удар получился скользящим. После этого британский корабль начал тонуть. Немцы прекратили огонь, начав подбирать из воды экипаж уходящего на дно эсминца. Из 149 британских моряков «Хиппер» спас лишь 40. Рупа среди них не оказалось. Находясь в воде, он помогал своим людям цепляться за лини, сбрасываемые с крейсера. Когда же он сам ухватился за линь, то не смог удержаться и утонул.
Восхищенный подвигом «Глоууорма», командир «Хиппера» Гельмут Хейе через Красный Крест обратился к британским властям с рекомендацией наградить Рупа Крестом Виктории за мужество «в бою с более мощным военным кораблем». Правительство Великобритании взяло этот случай на заметку, но решило дождаться других свидетельств. Они появились лишь после войны, когда выжившие моряки «Глоууорма» вернулись из плена. Единственный уцелевший офицер эсминца, лейтенант Рэмси подтвердил слова Хейе. В итоге 6 июля 1945 года король посмертно наградил Джерарда Рупа Крестом Виктории. Хотя указ о награждении Рупа был опубликован после войны, тем не менее по дате подвига командир «Глоууорма» считается первым кавалером этого ордена во Вторую мировую.
Неистовый коммандос
После капитуляции Франция передала немцам свои атлантические порты в целости и сохранности. В одном из них, в Сен-Назере, что в устье Луары, находился самый большой сухой док, построенный для обслуживания лайнера «Нормандия». Это сооружение было единственным, которое могло принять линкор «Тирпиц». Если бы тот прорвался в Атлантику и пришел во Францию, то Сен-Назер стал бы для него удобной базой. Великобритания готова была заплатить любую цену, чтобы не допустить этого.
Полностью статью можно прочесть на сайте "Профиля":