Как и большинство предпринимателей или тех, кто желает стать предпринимателем, я состою в нескольких "предпринимательских чатах". И как водится в начале года, большинство из таких людей ставит цели на год. Кто-то запустил флешмоб, и в одном из чатов люди стали делиться своими целями на год - это и натолкнуло меня на идею этой статьи.
Данная группа в телеграм, довольно большая, почти 3000 человек. Соответственно поток целей на год длился несколько дней. Когда я читал это всё, в голове играла эта мелодия.
Большинство людей ставят цели на год в формате "я хочу иметь и получить", в то же время, самые амбициозные люди, которые действительно достигают больших жизненных целей формулируют их в виде "хочу сделать/создать что-то, и поделиться с другими людьми"
Благородность целей оставим за скобками, давайте посмотрим на достижимость целей в пределах календарного года, и попробуем разобраться, как математически рассчитать достижимые цели, а не фантазировать.
Подобные фантазии заканчиваются глубоким разочарованием и потерей жизненно энергии, когда становится очевидно, что цель не будет достигнута вовремя.
Метод точного расчёта достижимости цели
Как обычно, рассматриваю вопрос опираясь только на то что видел собственными глазами - то есть на свой опыт.
Конечно же, изначально мы формируем цель с позиции "я хотел бы", но после этого, мы способны точно рассчитать, а обладаем ли мы требуемыми ресурсами и возможностями, чтобы сделать это сейчас?
Пример из моего бизнеса:
- я бы хотел сделать 200 ландшафтных проектов за 1 год
- значит мне нужно делать в среднем 17 проектов в месяц
- чтобы сделать 17 проектов в месяц, у меня должно быть 8 ландшафтных дизайнеров, работающих по моим стандартам качества
- для продажи 17 проектов в месяц, нужно провести 35 встреч
- чтобы провести 35 встреч, нужно назначить 44 встречи
- чтобы назначить 44 встречи, нужно 90 заявок от квалифицированных клиентов
- 90 квал клиентов, это 112 лидов, которые ответили на звонок
- 112 лидов с которыми удалось связаться, это 140 лидов
- 140 лидов в месяц, это 4-5 лида в день, для обработки этого количества потребуется 2 продавца на полный день
- 140 лидов в месяц, это рекламный бюджет 140 т.р.
- Посмотрим, что же получается. Для достижения цели, нужен рекламный бюджет (без учёта тестирования и подготовки рекламного контента и без стоимости директолога и т.д.) 140 т.р. в месяц.
- Нанять еще 5 ландшафтных дизайнеров (для этого нужно собрать около 100 откликов от соискателей)
- Нанять двух продавцов и обучить их. Два продавца прошедших тестовые дни, при наличии системы обучения (у меня она есть) это не менее 100 откликов.
- Что бы нанять дизайнеров и продавцов, потребуется нанять HR, иначе всё это займёт примерно 2 месяца
Теперь я могу трезво оценить, могу я за январь всё это сделать? Если могу то как? Если не могу, то сколько могу? И под все эти возможности подгоняю свою цель на год.
Примеры из чужих бизнесов №1:
ЦЕЛЬ: владелец производства офисной бумаги А4, хочет увеличить объём производства в два раза. Мощности производства это позволяют, так как работа ведётся в одну смену
- сбыт ведёт полтора калеки, сам владелец между делом и продавец очень посредственной квалификации
- в течении года происходило затоваривание продукцией, под которую пришлось арендовать дополнительные складские площади
Внимание вопрос, рационально ли ставить цель в виде удвоения объёма производства, или стоит назначить какую-то другую цель? Какую цель поставили бы вы?
Примеры из чужих бизнесов №2:
ЦЕЛЬ: компания оказывающая консалтинговые услуги для бизнеса, хочет увеличить продажи в два раза за 1 год, со 110 млн. до 200 млн. (с 40 продаж до 75 договоров)
- одна продажа в среднем длится 100 часов в совокупности (год состоит примерно из 2000 чел/час). Следовательно, один продавец может заключить 20 договоров)
- в компании всего два продавца
- директор не хочет нанимать дополнительных продавцов
И снова очевидный вопрос, возможно ли увеличить продажи в соответствии с фантазиями? В целом возможно, но нужно пересмотреть некоторые критерии, при данном условии это не возможно.
Примеры целей из чата, которые при использовании простой математики мгновенно превращаются в фантазии:
"Познакомиться с 100 интересными людьми вживую" - это одна из 7 целей, которая требует для выполнения не менее 2-х встреч в неделю. В Москве это займет 6-8 часов, то есть 20% рабочей недели. При том, что это даже не второстепенная цель.
"1. К концу 2023 года выйти на 1 000 000 чистой прибыли. 2. Зайти на дорогостоящий курс (название убрал, чтобы не делать рекламы). 3. Купить лексус" - Точка А по доходу на данный момент до 100тр. Что бы выполнить цель 2 и 3, нужно на 1 млн выйти к марту, а не в конце года.
"1. более 20 компаниям сделать мобильное приложение. 2. сформировать отдел продаж из более 30 человек. 3. выйти на оборот 10 000 000₽ в месяц" - тут план, что 30% отдела продаж не смогут ни чего продать😂
"Масштабировать что есть х3-х10" - тут очевидно, нет ни какого плана и расчёта, только фантазии. 3 или 10? Это большой диапазон, если видишь как сделать *10, зачем брать *3? А если знаешь, что сможешь сделать *3, то зачем брать *10 и испытывать поражение?
"Выйти на доход 100-300 тр." - точно такой же случай, автор цели не видит как будет ее достигать.
"1. Купить двухэтажный дом и встретить там уже 2024 год. 2. Выйти на доход от 1 млн. в месяц" - опять не согласованность целей. Финансовая цель не позволит выполнить цель по обладанию таким домом, за такой период.
Друзья, постарался выбрать местами спорные примеры, давайте обсудим с чем вы согласны, а с чем не согласны!