Ольга или Елена. Тайна ее происхождения до сих пор вызывает споры историков. Ясно одно, она была наследственной княжной Русов!
Повесть временных лет как известно говорит о женитьбе Игоря и Ольги, которую привел Олег Вещий. В других источниках о ее происхождении упоминаются противоречивые друг другу факты.
Житие Святой Ольги производит ее из обычной варяжской семьи. Правнучкой Гостомысла ее считает Иоакимовская летопись.
Ее даже считают дочерью Олега Вещего: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга».(Пискаревский летописец).
Болгарские летописцы приписывают себе ее болгарское происхождение, так как по их мнению Плесков это вовсе не Псков, а Плиска древняя столица болгар дунайских.
Дошло до того, что ее считают половецкой княжной, дочерью хана Тьмутархана (Синопсис). Правда тут имеется некая нестыковка, половцы появились в Причерноморских степях гораздо позже смерти русской княгини.
Якобы согласно местных преданий она происходит с Карпат, из древнего города Плиснеска.
Как видите версий о ее происхождении более чем достаточно. Пожалуй даже более чем надо. Мне представляется, что такого количества версии о происхождении этой дамы, нет ни у одного персонажа истории.
Предания также передают , что ее настоящее имя было Прекраса, которую привел Игорю Олег, изменив ее имя в свою честь.
Согласно легенде изложенной в Степенной книге при знакомстве с будущим мужем - Игорем она была простой лодочницей, перевозившей людей с одного берега реки на другой.
Но вот как то не стыкуется версия о ее простом происхождении и дальнейшее ее положение на Руси.
Максимум, чем она могла бы довольствоваться будучи не родовитого происхождения, так это быть наложницей, одной из многих. Мы же видим, что у нее потом будут не только собственные села, но и город - Вышгород. Между прочим, в этот город уходила третья части дани, которая собиралась в те времена с земель подвластных русам. Немаловажное свидетельство знатного Ольгиного происхождения также подтверждается тем, что в договоре Игоря с греками Ольга мало того, что названа княгиней, так у нее еще и имелся свой посол. В "Ермолинской летописи" Ольга указана: «Княгиней от Плескова»
Согласно Иоакимовской летописи, после ее замужества с Игорем, у него якобы были и другие жены. Но как показывает история, о них неизвестно ничего, Ольга же после смерти мужа самостоятельно управляет Русью и наводит порядок.
Целых 16 лет она самостоятельно правила и никто не пытался совершить переворот, значит она была не простой девушкой из под Пскова. Все изменилось после того, как она пыталась крестить русов с помощью епископа Адальберта. Попытка изменить веру народа, решила по сути судьбу Ольги.
Кем же тогда была эта таинственная Ольга-Елена? Из сказаний Овручского уезда у нее была собственная дружина, которую она водила на своего мужа Игоря, который от нее семь лет отсиживался в Искоростене. Что здесь правда, что нет? Доподлинно неизвестно. Со смертью Игоря от рук древлян также не все так просто. Неужели он был таким наивным, что пошел вторично собирать дань с племени и не подумал при этом о последствиях? Возможно она приложила руку к его судьбе: не хотела делиться властью. Впрочем это всего лишь версия. Теперь же перейдем к двум заслуживающим на мой взгляд внимания версиям о происхождении русской княгини.
Дунайская версия происхождения Ольги. В рамках раскрытия сути этой версии, необходимо понять кто такой тмутараканский князь половецкий, который был якобы отцом нашей Ольги. Половцев конечно тогда не было ни в Тьмуторокани, ни в Северном Причерноморье. Не появились они еще.
Был и есть такой город Тутракан, что в низовьях Дуная. Согласно Погодинского сборника древнерусская форма "Тмутаракан" ближе к "Тутракану". Кстати летописец в своем сборнике наряду с князем Тмутараканом упомянул Плесков, который неизвестен на Тамани.
Уже позже смерти Ольги, через несколько веков, половцы кочевали на Дунае, в местах близ города Тутракана. Летопись писалась позже описываемых событий и летописец, возможно поэтому прицепил половцев к происхождению Ольги.
Однако, половецкое происхождение Ольги на самом деле не входит в противоречие с ее русским происхождением. В позднем средневековье часто смешивали русов и половцев:
«Роды же нарицаемые руси, кумане [одно из названий половцев] сущи, живяху во Евксине...» (дополнение к византийскому хронографу Зонары).
Мазурискний летописец пошел еще дальше, он вообще Руса назвал братом Кумана, что в принципе подтверждает лишний раз любовь русских к красным девам половецким: народ то один!
Дополнительным основанием дающим право считать происхождение Ольги с Дуная является то, что еще в 17-м веке город Тутракан согласно "Сказанию о Русской грамоте" находился в землях которые названы "быша Русь".
Итак мы установили, что Тутракан находился в той самой Дунайской Руси. Помимо этого города здесь упоминались и другие русские города, такие как: Видычев град ( Видин), Тернов ( Велико-Тырново), Килиа (на Килийском гирле Дуная), Каварна (в 50 км к северу от Варны), а также «на усть Днестра над морем Белгород» (Белгород-Днестровский). Километрах в шестидесяти от Тутракана до настоящего времени есть город Русе (Русь), а ближе к черноморскому побережью — город Росица. И река есть Росица. Так что не все так просто.
В Договоре 944 года личный посол Ольги - Искусеви объявил о том, что он принадлежит к роду русскому. Если бы Ольга не была также из рода русского, то Искусеви не был бы ее послом. Тогда следует сделать вывод о том, что князья Тутракана тоже были от рода русского. В те времена союзники часто отдавали своих отпрысков на воспитание к соседним дружественным соседям. Быть может Ольга тоже воспитывалась какое то время при дворе болгарского архиепископа в городе Плиска. Это теперь установить не представляется возможным.
В пользу версии относительно того, что Ольга происходила из Дунайской Руси также свидетельствует факт того, с каким задором и упорством ее отпрыск - Святослав, явно считал своим Дунай и города в его округе: «Не любо ми есть жити Кыеве, хощю жити Переяславьци в Дунае, яко то есть среда [середина] земли моей…». То есть по Ольге он вполне имел право претендовать на наследство. Если конечно это не поэтическая вставка летописца. Но перейдем к другой версии происхождения Ольги.
Северное происхождение Ольги - королевы Ругов!
При рассмотрении предыдущей дунайской версии происхождения Ольги я руководствовался косвенными доказательствами, которые прямо не указывали на действительное ее происхождения из Дунайской Руси. Впрочем косвенных доказательств было много.
О признании северного происхождения Ольги имеются письменные известия недвусмысленно указывающие на это. Вопрос лишь в том, верны ли они?
Право Ольги на власть от своих предков, подтверждают известия из двух источников, которые все и объясняют.
Книга 17-го века написанная Яковом Рейтенфельсом "Сказания Светлейшему Герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии (1680-й год), говорит нам о следующем. Игорь с целью закрепить за собой власть в 904-м году берет в жены Ольгу, внучку Гостомысла - "благороднейший отпрыск благородного корня". Ни больше, ни меньше. Вот оно, ее право на власть! Но как известно одного источника мало и вот вам дорогой читатель еще один источник: "Будинский изборник".
Согласно его содержанию у Ольги были и папа и мама. Маму звали Людмила - плесковская княгиня, которая была дочерью того самого Вадимира (Вадима Храброго) старшего внука Гостомысла. Я подчеркиваю - старшего!!!
Получается Ольга была праправнучкой Гостомысла.
В Будинском изборнике также указана дата ее рождения - 889-й год. Отцом же ее назван Олег Вещий. При рождении:
"Олёна и наречена Пребраной, очень красива эта девица, как и мать ее Людмила, и живет в Выбутовой деревне, около Плескова, в имении матери; а отец ее Олег назвал дочь свою Хельгой, потому что она дочь Хельга, а на Руси она зовется Ольгой, или Олёной".
Кстати вот объяснение того, что иногда Ольгу называли Еленой, Олёна созвучно имени Елена.
В этом источнике также сказано, что в 903-м году Олег выдал свою дочь в Киеве за своего племянника Ингвара, на Руси, звавшегося Игорем. Олёне было в год свадьбы 14 лет.
Вот оказывается кем была Ольга-Елена-Прекраса-Пребрана. Она происходила по женской линии от старшего внука самого Гостомысла - Вадима Храброго. А старший внук как никак, старше среднего. Поэтому все становится на свои места и объясняет сакральность власти русской княгини Ольги, названной западными хронистами - королевой Ругов.