Найти в Дзене
Золото́й Орёл

Мысли о морали господ и морали рабов: критика одностороннего мышления

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше.
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше.

Любой, у кого есть чувство собственного достоинства, согласится с тем, что поведение, выражающееся в подчинении предполагаемым так называемым авторитетам, является рабским. Определенно, в этом смысле смирение, которое многие превозносят как моральную добродетель, является частью этого. Многие приравнивали смирение к скромности. Со скромностью смирением, которое означает не что иное, как смирение / подчинение перед другой силой, не имеет ничего общего. Это две разные вещи, которые ошибочно приравниваются друг к другу. Есть, как можно наблюдать, господня мораль и рабская мораль. И, как уже упоминалось в начале, так называемое смирение является частью покорной рабской морали. То же самое относится и к жалости. С другой стороны, определенно сила и благородство являются частью идеала господня морали.

Однако ошибка мышления начинается, когда человек рассматривает доброту как часть рабской морали. Конечно, доброту всегда следует рассматривать в соответствующем контексте. Понятно, что вы не будете добры к грубым людям. Гордость - это то, что вам нужно определить. Здоровая доза гордости, безусловно, добродетельна. С другой стороны, высокомерие нельзя считать здоровым. Как уже упоминалось, жалость - это рабское отношение, которое ничего не дает страдающему. Однако Жалость не следует приравнивать к сопережива́ние, сострадание, сочу́вствию, когда ты рядом с кем-то, кто в данный момент находится в трудной жизненной ситуации. Жалость - это не Сострада́ние.

Неправильно в одностороннем порядке исключать, что мораль не будет принимать во внимание так называемые человеческие чувства. На самом деле, многие люди принимают решения в соответствии со своими чувствами. Поэтому этот фактор должен быть признан как часть реальности. Моральные нормы не должны оцениваться только по тому фактору, оказывают ли последствия собственных действий негативный эффект на самого себя. Такое мышление, основанное исключительно на эго, не принимающее во внимание других живых существ, в конечном итоге приводит лишь к страданиям, которых можно избежать. С другой стороны, целостное мышление, учитывающее последствия собственных действий для других людей, позволит уменьшить страдания, которых можно избежать. Слишком экстремальное утилитарное и негативно-утилитарное мышление также должно рассматриваться критически.