Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 5 - Финал!

Первой публикацией в новом году станет последняя часть истории этой британской группы, пытавшейся совместить битловский мелодизм с английским фольклором и элементами прогрессивного рока. Предыдущие части добросовестно дочитавший до конца найдет после статьи. Добро пожаловать в Новый год! И в Новый мир!

История группы STACKRIDGE, часть 5: "Mr. Mick" (MCA / Rocket ROLL3 (1976)

Songs/Tracks Listing: 1. Hold Me Tight (3.34); 2. Breakfast With Werner Von Braun (4.07); 3. Steam Radio Song (3.35); 4. The Dump (1.47); 5. Save A Red Face (3.35); 6. The Slater's Waltz (4.36); 7. Coniston Water (5.40); 8. Hey Good Looking (4.17); 9. Fish In A Glass (7.19)
Total Time: 38:30

Line-up/Musicians:
- Andy Davis / guitar, keyboards, vocals
- Mutter Slater / flute, keyboards, vocals
- Keith Gemmel / saxophones, clarinet
- Crun Walter / bass
- Pete Van Hooke / drums
- Dave Lawson / keyboards
- Joanna Karlin / vocals

MR. MICK
Взлетам и падениям карьеры STACKRIDGE можно и нужно посвятить целую книгу. Постоянные изменения в составе, напряженный график гастролей и отсутствие коммерческого успеха, во многом обусловленного их умышленной эклектичностью, вот чего в совокупности достигли наши герои, добившись в итоге культового статуса. Но у некогда кипучей группы из Бристоля все еще был последний шанс в их творческом арсенале, прежде чем они завершили карьеру, - их пятый альбом, выпущенный в 1976 году.
Первоначальные участники Маттер Слейтер (флейта, клавишные и вокал), Энди Дэвис (гитара, клавишные и вокал) и Крун Уолтер (бас) пережили долгое и странное путешествие в 70-х. Для записи концептуального альбома Mr. Mick в студии Ramport Studios в Баттерси (Лондон) к ним присоединился барабанщик Питер Ван Хук (Peter Van Hooke), который до недавнего времени был членом группы Ван Моррисона, и Кит Геммелл, ранее работавший с арт-рокерами AUDIENCE, присоединившийся к группе еще при работе над предыдущим альбомом Extravaganza.
Запись пластинки стартовала в паре сотен миль вниз по трассе М4 в уже к тому времени легендарной студии Rockfield, переоборудованной из бывшего коровника, и расположенной в долине Уай, неподалеку от одноименной деревни в Уэльсе. Тони Эштона в кресле продюсера заменил Пит Гейдж (Pete Gage, ex-VINEGAR JOE). Но всего через два или три дня группа взбунтовалась, музыканты пришли к выводу, что им не нравится звучание, и, справедливо это или нет, обвинила в этом продюсера и инженера. В итоге группа поставила в студии все вверх тормашками и ночью, освещаемые Луной, собрала монатки и отправилась обратно в Лондон (однако пару уже готовых черновых бэк-треков они не забыли прихватить с собой, и они даже были использованы в финальной версии альбома).
Столкнувшись с этим свершившимся фактом, Rocket Records, лейбл Элтона Джона, для которого STACKRIDGE стал первой группой, подписавшей контракт, в конце концов вынуждены был согласится, чтобы Энди Дэвис мог бы работать в качестве продюсера записи, но рука об руку с звукоинженером, асом в этом деле, Денни Бриджесом (Danny Bridges), чтобы вернуть проект в нужное русло, что они должным образом и сделали. В результате, за три недели материал был записан и смикширован в лондонской Air Studios, где записывались и два предыдущих альбома STACKRIDGE. Наряду с Энди и Маттером третьим членом творческого трио стал автор детских сборников рассказов Стив Огард (Steve Augarde). “Мистер Мик” на самом деле был рассказом, над которым он как раз работал в то время, когда группа проходила прослушивание для нового лейбла в замке Castle Cary в Сомерсете, а писатель жил в доме владельца репетиционного зала. “Это было во время одного из перерывов”, - объясняет Маттер. “Разговор о концепции следующего альбома привел к тому, что Стив упомянул о пока еще незаконченном проекте и о том, как сюжет и персонажи могут быть изображены в музыке и песнях”.
Веб-сайт All Music Guide несколько пренебрежительно описывает результат совместного творчества как “современную сказку о старом чудаке, который посещает волшебную мусорную свалку, где у всех выброшенных предметов есть своя история, которую они ему и рассказывают”. Однако, как всегда, в случае со STACKRIDGE происходило гораздо больше, чем можно было предположить, бросив поверхностный взгляд на события и их результат.
Концепция альбома была сложной и совершенно не соответствовала привычным темам рок-н-ролла, к которым все, главным образом молодежь, привыкли. Энди Дэвис теперь признает, что “Возможно, концептуальный альбом, основанный на стихотворении о медленном угасании пожилого пенсионера, был немного перебором, и чрезмерно амбициозным, потакающий желаниям авторов, но, вероятно, не соответствовал своему времени, ведь как раз зарождалась панк-революция. Но ведь STACKRIDGE всегда шли наперекор реальности”.
Первоначально эта история, изложенная в песнях, должна была занимать только одну сторону виниловой пластинки, но радикальное переосмысление материала в период между двумя попытками записи привело к решению, что в Mr Mick будет больше смысла, если его расширить и охватить весь альбом, связанный воедино своеобразными монологами Маттера Слейтера. Это означало, что Стиву Огарду пришлось написать еще больше материала в своем повествовании, а музыкантам пришлось растянуть историю на несколько дополнительных песен.
Звездой шоу, несомненно, был Маттер, который заменил отсутствующего товарища-основателя Джеймса Уоррена в качестве фронтмена группы на сцене. “У нас все начало получаться, когда Маттер вылез из своей скорлупы”, - рассказывал Энди. И Дэвис это подтверждает. “Он классический Близнец по Зодиаку. Вне сцены он очень неуклюжий, очень застенчивый, и примерно первые 18 месяцев нашего существования он очень тихо стоял там, справа на сцене, играя на флейте и иногда присоединяясь к бэк-вокалу. Я даже не знаю, как так получилось, но он начал постепенно делать все больше и больше для выступлений. Потом еще он начал покупать всякий реквизит, - странные шляпы, клетчатые жилеты и прочие гетры, – и начал общаться с аудиторией. Он всегда напоминал мне звезду немого кино. Например, он просто мог склонить голову набок, и публика начинала сходить с ума. Это просто как бы само собой развивалось все время, пока в какой-то момент не стало важной частью наших выступлений. Он был как конферансье в цирке на манеже...”.
“Mr. Mick, - объяснял Энди прессе в то время, - был сознательной попыткой продемонстрировать лучшие стороны Маттера. На сцене зрители всегда фокусируют взгляд на его фигуре, и он - их представление о STACKRIDGE. И зачем мне это менять?” В итоге, на альбом попал набор из девяти песен, - три песни из них приписывают перу Слейтера, три сочинил Дэвис и еще три Дэвис написал в соавторстве с Уолтером; и дополнила авторский материал версия песни Леннона и Маккартни “Hold Me Tight” с оттенком регги.
Помимо новичков Питера Ван Хука и Кита Геммелла (отметившегося прекрасным соло на саксофоне в “Coniston Water”), состав STACKRIDGE был еще дополнен, как для сценических выступлений, так и для работы над новым материалом в студии, новичком стал Дэйв Лоусон (Dave Lawson), который пришел из недавно распавшихся прогрессивных рокеров GREENSLADE, и игравший на различных синтезаторах.
Кстати, для последнего названного трека, “Coniston Water”, вдохновением послужило местечко в Озерном крае (Lake District), где в 1967 году погиб знаменитый тогда гонщик, установивший рекорд скорости на воде, Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell). “Эта какофония в середине трека на самом деле иллюстрирует момент крушения его “Bluebird”, - объясняет Энди Дэвис, который также рассказывает, что, хотя Слейтер и не был виртуозным пианистом, “но он мог сочинять замечательные мелодии. Он был очень увлечен Дилиусом (имеется ввиду Фредерик Дилиус (Frederick Theodore Albert Delius), британский пианист и композитор, ставший прототипом главного героя в книге Девида Митчелла “Облачный атлас”, при. АК), и то, что он написал, напоминает об этом”.
Сложная, длинная “Fish In A Glass” написана Дэвисом, который “пытался рассказать о Джордже Гершвине, с которым происходит много чего”. Соавтор сценария и автор текстов Крун Уолтер изменил текст песни, чтобы он больше соответствовал концепции Mr. Mick, но лейбл, недовольный конечным результатом, приказал удалить большую часть диалога и включить вместо этого классическую песню THE BEATLES в качестве открывающего альбом трека (весьма странное решение, начинать концептуальный альбом кавером!, - прим. АК). “Hold Me Tight”, первоначально записанная для выпуска на сингле, все-таки была выпущена отдельно в феврале 1976 года перед выходом альбома и последовавшим после этого туром.
Поскольку альбом был основан на стихотворении, эта масштабная переделка не очень понравилась группе. Однако, оглядываясь назад, Энди Дэвис оценил этот аргумент в пользу коммерческого потенциала, а не свободы творчества. “Сейчас я думаю, что Rocket были наполовину правы, - признает он, - но я думаю, что они должны были дать нам больше студийного времени, чтобы записать немного свежего материала и переделать часть музыки. В конце концов, в некотором смысле “Мистер Мик” - это мюзикл, и ни один сценический мюзикл не проходит без обширного редактирования и нескольких переделок”.
Тем не менее, результат был не лишен своего очарования. Ранее пренебрежительно относившийся к творчеству группы Интернет-сайт Music Guide был вынужден признать, что такие вещи с альбома, как “Fish In A Glass”, “Steam Radio Song” и “The Slater's Waltz”, все они могут похвастаться роскошными поп-мелодиями, которые и убедили ранее Джорджа Мартина поработать с группой.
Современные на момент выпуска альбома критики были столь же расточительны в своих похвалах. “Сильные мелодии и отличная постановка”, - резюмировал New Musical Express, в то время как сотрудник еженедельника Sounds назвал альбом “красивым” и “глубоко удовлетворяющим... со звуком, полным остроумия и понимания”. Критик и писатель Фил Сатклифф посчитал, что STACKRIDGE “ближе, чем 10CC или PILOT к звучанию и духу THE BEATLES”.
Несмотря на восторженные отзывы, общественное безразличие и панк (как ни странно, в США группа была на одном лейбле звукозаписи Sire, который занимался распространением и музыки RAMONES) подписали приговор и для Mr. Mick, и для STACKRIDGE. В июне 1976 года представитель Rocket Records объявил, что группа “приостановлена”, в то время как Сеймур Стейн из Sire предположительно рассматривал возможность переиздания Mr Mick в его первоначальном варианте для рынка США. Однако, этого не произошло, и финальный занавес опустился с компиляцией под названием Do The Stanley, выпущенной бывшим лейблом MCA в конце 1976 года. Кстати говоря, после выхода альбома Стив Огард закончил и опубликовал книгу “История мистера Мика”. “Он, вероятно, продал больше копий, чем мы”, - добродушно ворчит Дэвис. “В любом случае, он определенно заработал больше денег, чем мы!”. Затем внимание переключилось на THE KORGIS, дуэт в стиле новой волны, состоящий из основателей STACKRIDGE Джеймса Уоррена и Энди Дэвиса, в котором, по словам Уоррена, “мы постарались сохранить чистый, цельный мелодизм, но потеряли расширенные аранжировки и ритмическую сложность”. Последовали три британских хитовых сингла и крупный мировой успех, поскольку на этот раз ориентиром стали BLONDIE, а не THE BEATLES. Однако в 1999 году STACKRIDGE были неожиданно реформированы, когда Джеймс Уоррен, Крун Уолтер и Майк Эванс решили реанимировать группу. Энди Дэвис, который после распада группы работал с такими звездами как TEARS FOR FEARS и GOLDFRAPP, среди многих других, участия в продолжении STACKRIDGE не принимал. За камбэк-альбомом Something For The Weekend (1999) последовали и обновленная версия The Original Mr. Mick (2000) и последний на данный момент альбом A Victory For Common Sense (2009), с которыми мы встретимся позже.

Майкл Хитли, с благодарностью Энди Дэвису и Маттеру Слейтеру, ноябрь 2006

Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, декабрь 2022)