Сегодня я хотела пойти на поклон к Александру Александровичу, "пароходу и человеку", а точнее - четырехметровому памятнику, который встал у своего дома-музея на улице Декабристов.
Но мороз, а более него - внутричерепное давление! - сделали сообща свое черное дело, поэтому кланяться "самому питерскому поэту" я пойду завтра. Благо, стоит он теперь, любимый миллионами Блок, монументально устрашающий, неподалеку от моего места работы. И я думаю сейчас, восхитившись его размерами, что это, наверное, правильно, что памятник великому русскому человеку, должен не просто скромненько стоять посреди огромного города, а возвышаться над его обыденностью и суетой. (В прошлом году исполнилось 100 лет, как поэта не стало).
Хотя... суета - это не про Петербург. За что я его - дополнительно! - очень люблю. А еще за то, что все они, великие и могучие, адепты самого прекрасного и сложного в мире языка, здесь жили. Пусть даже краткосрочно, но отметились. Потому что он их пестовал, мучил и вдохновлял. Спросите при чем тут "мучил"? Потому что это обязательное условие: никогда из вас ничего путного не получится, если вы не страдали. "Поэт в России - больше, чем поэт". Он еще и мессия. А кто пойдет за тобой, если твой жизненный опыт - с кулачок? Если ты только то и делал, что сибаритствовал и "рябчиков жевал"? Если сердце твое не было наполнено мольбой за будущее России? Да и сама Россия, чего уж там, это огромная, непрекращающаяся боль! Может, поэтому до сих пор и сильна, потому что нравственна. Наверное, поэтому и я, повзрослевшая здесь за 15 - на миллион лет, смотрю на них, учИтелей наших - в мраморе и бронзе и - реву. И на могилы к ним хожу за тем же самым. Духовно очищаться.
А когда "сердцу хочется ласковой песни", раскрываю "Души" или "Господ". Или перечитываю слезоточивого "Холстомера". Или "Братьев". Потому что они - как инъекция - эти стиль и слог! А стиль, при всем его уникальном разнообразии, один на всех - стиль русских писателей и поэтов, которые любили, уважали и восхваляли свою страну. А если и бранили за что-то - то резонно. Имели на то полное право. И еще - "не отрекаются любя". Вы в курсе.
Поэтому, когда я смотрю и читаю, зачастую - против воли, в публичном пространстве то, чем потчуют сегодня нашего брата, мне хочется что-нибудь истеричное завопить! Правда. Например - "Осторожно, интеллектуальная диверсия!". Хотя это словосочетание на крик - фонически! - ложится грубо. Я бы, наверное, отбросив хорошие манеры, дала бы каждому, кто постит нечто нечленораздельное или пошлятину, в глаз. За глумление над языком, его лексическим богатством и культурным историческим наследием, в целом. И даже штрафовала.
Потому что если ты вдруг вышел к людям (но еще не в люди) со своим "жы-шы", то извинись и удали все поскорее, пока факт твоего издевательства над русской речью в массы не ушел. И не разрушил своей чрезмерной токсичностью неокрепший мозг, который, кроме "Гарри Поттера", вообще ничего не читал (именно его родители учащихся просят в программу по литературе ввести, потому что воспринимается это чтиво на удивление легко, а напрягаться современным детям - вредно).
Нет, конечно же я не против, прилюдно показать, насколько "успешно развивается и эволюционирует" сегодня наш язык! Сколько органично мы вплели в него англоязычные и прочие "кальки". Но есть одно но: нам нельзя вот так вот взять и - выплеснуть к чертям! - русский литературный.
Это не только Чехова и Достоевского язык. Это - наш национальный, наследственный, миллионами завещанный артефакт.
Не раздербанить бы на клочки, наследство-то!
P.S. Ваше любимое стихотворение у Блока?