Найти в Дзене

Пляски вокруг женской сущности. Часть 1. Традиционные

Оглавление

Представьте такую картину: ночь, поляна, горящие костры и танцующие люди. Их несколько десятков, они движутся по кругу, выделывая разные па и стараясь привлечь внимания той, что находится в центре, той единственной, что не танцует. Она вглядывается в пляшущих людей и вместо лиц видит маски: почти одинаковые у большинства и совершенно разные — причудливые, нелепые, гротескные, самобытные, удивительные — у остальных. Один за другим танцующие выходят в середину круга и протягивают той, что там стоит, свою маску, предлагая надеть ее. Так продолжается долго: час, два, три, день, неделя, месяц, год, время исчезает и остается только выбор «какую маску надеть». Как только маска окажется на лице той, что стоит в центре, ее судьба определится, и жизнь потечет так, как предначертано надетой маской. Так какую маску выбрать? Каким содержанием наполнить свою женскую сущность?

Кадр из фильма "Красотки" (1998)
Кадр из фильма "Красотки" (1998)

Откуда взялась женская сущность и зачем она нужна

Возвращаясь от образов и метафор к сухому языку науки, хочу заострить ваше внимание на то обстоятельство, что «женская сущность» (та, что в центре) — это теоретическая модель, некая объяснительная схема (маска), созданная философами и учеными (танцующими) для самих себя и для других. Зачем?

Во-первых, чтобы показать принципиальную инаковость женщины по отношению к мужчине (т.е. философам и ученым).

Во-вторых, чтобы упорядочить и расширить представления о человеке (женщина вроде как тоже человек или близкое к нему существо).

В-третьих, чтобы закрепить место женщины в обществе там, где выгодно и полезно власть имущим (кто бы под ними ни подразумевался).

А раз «женская сущность» — это теоретическая модель, то таких моделей может быть не одна и не две. Как следствие, наше понимание «женской сущности» зависит от того, какая из предложенных философами и учеными моделей показалась нам наиболее правдоподобной и отвечающей нашим представлениям о мире и жизни.

Какие модели женской сущности бывают

Моделей «женской сущности» действительно не один десяток, если не сотен. Чтобы не утонуть в этом теоретическом море, можно условно разделить их на три группы:

1) традиционно-эссенциалистские (от лат. essentia — сущность),

2) феминистско-эссенциалистские,

3) анти-эссенциалистские.

Из этих трех групп самая старшая, овеянная авторитетами и наиболее многочисленная — первая (похожие между собой маски). Вторая и третья (разноплановые маски) — это довольно-таки новые теории, всё увереннее отстаивающие свое право на признание. В двух статьях коротко расскажу о каждой группе, и сегодня остановлюсь на первой.

Кадр из фильма "Красотки" (1998)
Кадр из фильма "Красотки" (1998)

Традиционно-эссенциалистские модели женской сущности

Берут свое начало от Аристотеля, широкой дорогой проходят через все века и бодро добираются до нашего времени, по пути вобрав в себя многие научные открытия, особенно в области биологии, генетики, медицины. Суть этих моделей в том, что женская сущность предопределена природой (Богом, эволюционным развитием, генетическими факторами), а потому неизменна и непоколебима и обуславливает поведение, воспитание, образ жизни и место женщины в обществе. Девизом этой группы является фраза З. Фрейда «Биология — это судьба».

В качестве примера предложу вам высказывания известного американского биолога, автора термина «социобиология» Эдварда Уилсона. В своей книге 1979 года «О природе человека» (есть на русском языке) он пишет:

«Усредненные различия в темпераменте между полами у людей вполне соответствуют обобщениям биологии млекопитающих. Женщины в целом менее напористы и физически агрессивны. Масштабы различий зависят от культуры. В эгалитарных обществах различия менее ярко выражены и носят статистический характер, тогда как в экстремально полигинных обществах женщины почти порабощены. Но различия в степени проявления не так важны, как тот факт, что женщины в принципе качественно отличаются от мужчин. <…> Физические различия, а также различия в темпераментах между мужчинами и женщинами были усилены культурой и привели к универсальному мужскому доминированию. В истории нет ни одного общества, в котором женщины контролировали бы политическую и экономическую жизнь мужчин. Даже во времена правления императриц и королев их посредниками и министрами были преимущественно мужчины».

И чуть ниже, на той же странице, Уилсон отмечает:

«Генетические различия между полами довольно умеренны. Поведенческие гены взаимодействуют практически с любой существующей средой и создают заметные отклонения в раннем психологическом развитии человека. Отклонения эти почти всегда усиливаются в процессе более позднего психологического развития под влиянием культурных санкций и обучения. Общества могут полностью устранить влияние умеренных генетических различий путем тщательного планирования и обучения».

Не возникло ли у вас ощущение, что Уилсон пытается лавировать между генетической предопределенностью социального неравенства между мужчинами и женщинами и возможностью эту предопределенность обойти?

Примерно с такими же вывертами пляшут вокруг женской сущности и другие сторонники традиционно-эссенциалистских моделей. О них можно почитать в статьях

Давно ли о женщинах говорят плохо, или в чём виноват Аристотель
О женщинах сквозь науку17 августа 2022
Традиция Аристотеля: женщина как «неудавшийся мужчина». Часть 1. Доказательства богословов
О женщинах сквозь науку4 сентября 2022
Традиция Аристотеля: женщина как «неудавшийся мужчина». Часть 2. Доказательства Зигмунда Фрейда
О женщинах сквозь науку5 сентября 2022

О новейших моделях женской сущности можно прочитать в статье

Пляски вокруг женской сущности. Часть 2. Современные
О женщинах сквозь науку12 января 2023

Надежда Ершова

Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!

Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!