Что такое счастье? И как с точки зрения психологии можно счастье оценивать? Ведь, как любят нынче рассуждать, человек — это химия сплошная. И ощущение счастья — это химические процессы, которые происходят в организме. Так что же нужно нам для того, чтобы чувствовать себя счастливыми?
Сразу оговорюсь, что кроме химии, человеческий организм — это еще немножечко физика. И, отвечая на вопрос, что нам нужно, ссылаюсь на хорошо всем известную песню «Don’t worry be happy». Все остальное, оно как раз так или иначе отталкивается от этого посыла — для того, чтобы быть счастливым, нужно изловчиться жить так, чтобы меньше быть обеспокоенным. Но тут есть маленький нюанс. Поскольку люди все разные, и у кого-то химия работает более остро, у кого-то менее остро, кто-то реагирует активней и ярче, кто-то более скромно, то есть то, что называется чертами характера и особенностями темперамента — это как раз и есть та самая предтеча того самого ощущения. Потому что, на мой взгляд, счастье — это исключительно субъективный процесс. Ну, в принципе, по большому счету, как все, что связано с человеком, так или иначе касающееся его ощущений.
И зачастую бывают такие моменты, когда мы говорим: «А что тут такого?», а человек говорит: «Ты не понимаешь, для счастья на самом деле нужно совсем немного». Мне кажется, эта такая фраза очень крылатая. Она очень отражает ситуацию. То есть, в тот или иной момент времени нам для счастья нужны те или иные события, взаимодействия с теми или иными людьми, с тем чтобы вот эти ощущения счастья, переживание этого чувства оно было более полным, более конкретным и, повторюсь, абсолютно индивидуальным.
Очень много идет разговоров о том, что вот дофаминовые рецепторы, а это вот серотонин и так далее. И, может, можно как-то все это дело таблетками простимулировать всякими, порошками какими-нибудь, суспензиями или микстурами. И есть такая иллюзия. В аптеке действительно можно приобрести препарат, который называется серотонин. Но, к сожалению, было бы слишком просто, если бы зашел в аптеку, взял пакетик серотонина, и вот ты уже стал счастлив. К сожалению, синтез подобного рода гормонов тонких, нейромедиаторов так называемых, он очень сложен. И даже если мы говорим, что какое-то из этих веществ можно вычленить и как-то попробовать его синтезировать отдельно, все равно это совершенно не означает, что это вещество попадет именно в ту синаптическую щель, именно в те рецепторные блоки и емкости с тем, чтобы вызвать именно то самое ощущение.
И даже когда нам говорят, что вот есть антидепрессанты, так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина, то есть которые не позволяют утилизировать его, все равно это несколько условно, потому что все, к сожалению, сильно и сильно шире в нашей жизни. И гормон не может каким-то удивительным чудодейственным образом один единственный вычлениться и обеспечить нам счастье. Конечно нет, это целый комплекс.
Мы говорим о качестве, что у каждого из нас должны быть лейкоциты, эритроциты и дофамин, серотонин. Но хитрость заключается в том, что в эту ситуацию нужно привнести количественную составляющую. А вот это уже генетически обусловленный момент, который, собственно, и обеспечивает нам наши яркие индивидуальности. Мы же не клише, мы же не стандарт, мы же не отштампованные рукой пластического хирурга до неузнаваемости, по крайней мере, внешне. У каждого есть какие-то свои индивидуальные особенности. И гормональный фон у каждого свой, и способность к быстрым реакциям нервной системы у каждого своя, и способность вырабатывать те или иные гормоны в ответ на те или иные ситуации тоже крайне индивидуальна. Иначе мы все были бы одинаковы.
Поэтому говорить о том, что вот давайте возьмем и всех начнем кормить апельсинами, есть идея о том, что в серотониновом обмене принимает участие шоколад, говорят о том, что еще бананы и финики и так далее. Есть очень много исследований на предмет того, что солнышко, то есть инсоляция, дает тоже подобное улучшение. Естественно, мы можем говорить о том, что, если мы дышим каким-то ионизированным воздухом, например, морским или где-то в хвойном лесу находимся, там тоже фитонциды, которые позволяют улучшать обменные процессы, какие-то тонкие, глубокие. Но я бы говорил о том, что самое правильное и, может быть, единственное правильное движение к счастью — это снижение дистрессов, так называемых.
Есть стрессы со знаком плюс, а есть со знаком минус. Вот те, которые со знаком минус, они как раз относятся к самым разрушительным и обозначаются как дистресс. Именно в этот момент вырабатываются в огромном количестве гормоны стресса, то есть катехоламины, те самые адреналовые группы, которые, собственно, при длительном употреблении и приводят к тотальному разрушению всего того позитивного, что нам могут давать эндорфины и серотонин и так далее. Поэтому движение к счастью — это минус отрицательный стресс.
Еще один нюанс. Все эти разговоры про счастье и его достижение часто сопровождаются идеей того, что счастье надо суметь как-то закрепить. Желательно на постоянной основе. И быть счастливым вечно. Вечное счастье с точки зрения психиатрии — это тоже не очень здОрово и не сильно здорОво. При серьезных нарушениях в химии мозга мы получаем как раз такие состояния. Они называются маниакальными, которые входят в разряд довольно серьезного психического расстройства, когда человек счастлив без всякого удержу и когда ему для счастья не нужно абсолютно ничего, то есть все, что его окружает, что так или иначе с ним происходит, вызывает вот эти мощные экстатические приливы счастья.
Поэтому мне кажется, что все в меру хорошо. И счастье, и несчастья тоже по-своему полезны, потому что они позволяют нам закалять определенные системы, в частности, периферическую нервную и так далее. То есть позволяют нам нарабатывать какие-то моменты взаимодействия с окружающей средой. Поэтому - не было счастья, да несчастье помогло. Мне кажется, что этот элемент народной мудрости, устного народного творчества, которое как раз определяет мудрость бытия, правильный. То хорошо, это хорошо, но все хорошо в меру.
Желательно, чтобы все было умеренно. Желательно чтобы все чередовалось, при чем через нейтральную передачу. То есть порадовался и побыл в нейтрале, погрустил и еще раз побыл в какой-то нейтральной позиции. И нейтральная позиция должна сильно превышать по длительности как радость, так и грусть.