Найти тему
БИЗНЕС Online

Линар Хуснуллин: «В 2022-м все пошло по одному месту, мы пытались не умереть»

Оглавление

Бизнес-итоги-2022 от основателя KazanExpress: без инвестиций, но с маленьким ассортиментом и долгами

«Ряд заключенных до СВО сделок мы оказались вынуждены закрывать за кеш, взять кредит под ставку в 27 процентов было невозможно, и мы задерживали выплаты поставщикам. Представляете, 17 тысяч человек, которые ждут поступления каждый день?» — рассказывает основатель и генеральный директор KazanExpress Линар Хуснуллин. Несмотря на рост оборотки в 220%, 2022-й предприниматель считает худшим годом. О том, как KazanExpress торговал со склада размером с раздевалку Ozon и лишился инвестиций от партнеров, — в материале «БИЗНЕС Online».

   33-летний Линар Хуснуллин с 2017 года по настоящее время — основатель и руководитель маркетплейса KazanExpress
33-летний Линар Хуснуллин с 2017 года по настоящее время — основатель и руководитель маркетплейса KazanExpress

О герое

33-летний Линар Хуснуллин пришел в бизнес на третьем курсе учебы в Российской академии правосудия (юридический факультет). В 2014-м основал сеть магазинов «Все по 99 рублей» с 140 точками присутствия в 80 городах. С 2017-го по настоящее время Хуснуллин — основатель и руководитель маркетплейса KazanExpress. В октябре 2021 года стало известно о продаже «AliExpress Россия» 50,1% акций казанского маркетплейса.

О приостановке инвестиций и долгах перед 17 тыс. поставщиков

  • Последние 15 лет я, как предприниматель, вкалывал по 16 часов в сутки. В конце 2021 года мечтал, что в 2022-м наконец поживу для себя. У нас был распланирован весь год до рубля, до количества заказов. Были запланированные инвестиции, мы думали, что у нас есть мощный зарубежный инвестор, полагали, что никаких проблем не должно быть. Но в 2022-м все пошло по одному месту, мы пытались просто не умереть.
  • Взять кредиты было нереально. Да, физическим лицам банки шли навстречу, потому что меньше рисков: эти деньги раскиданы по большому количеству людей, которые более-менее стабильно получают зарплату. А с бизнесом все иначе, риски выше. Нам, например, надо 12 млрд рублей на несколько складов, это же огромные деньги. Сейчас вопрос решен, один склад на 120 тыс. «квадратов» (в Зеленодольском районеприм. ред.) мы запускаем с начала года, еще два, таких же больших, будем строить в следующем. Но все строго после того, как расплатимся по долгам с нашими поставщиками.
  • Как получились долги: из-за того что ряд уже заключенных до СВО сделок мы были вынуждены закрывать за кеш, а взять кредит под ставку в 27% было просто невозможно, мы задерживали выплаты поставщикам. KazanExpress всегда выводил выручку поставщика за один день бесплатно (другие маркетплейсы берут за это комиссию). А тут весь год поставщики (те, кто торгует по агентскому договору и крупные компании, поставляющие товары, которые реализует непосредственно KazanExpress) ждали вывода денег от месяца до двух. Представляете, 17 тыс. человек, которые ждут поступления каждый день?
  • Весь год мы общались с партнерами, объясняли ситуацию. Фактически год мы вытянули на том, что наши кредиторы просто вошли в положение, отнеслись с пониманием и терпением. Они выждали, мы выжили. Решение мы нашли, в начале декабря нам одобрили кредит, расплатимся со всеми. Так, к концу года получили и инвестиционные предложения, и подписанный кредит.
   «На покупательской активности происходящее не особо сказалось. Были, конечно, моменты: весной случился всплеск продаж. Тогда и доллар улетел вверх, люди побежали покупать телевизоры, электронику, чтобы деньги не пропали. У всех маркетплейсов были рекорды»
«На покупательской активности происходящее не особо сказалось. Были, конечно, моменты: весной случился всплеск продаж. Тогда и доллар улетел вверх, люди побежали покупать телевизоры, электронику, чтобы деньги не пропали. У всех маркетплейсов были рекорды»

Об обвале акций и росте оборота в 2 раза

  • К концу 2022 года в e-com обозначились две тенденции. Первая — маркетплейсы продолжают отвоевывать рынок у других игроков, их доля растет, доля обычных интернет-магазинов снижается. В скором будущем 90% продаж в e-com в мире и России будет принадлежать маркетплейсам. Вторая тенденция — рост оборотов рынка. E-com вырос на 60% за 2022 год, а крупнейшие маркетплейсы в РФ выросли по «оборотке» и количеству заказов на 80-90%. Средний чек заказа продолжает падать, но количество заказов растет. Рынок будет расти еще лет 5–7: на маркетплейсы заходят строительные материалы, мебель, нерецептурные препараты.
  • На покупательской активности происходящее не особо сказалось. Были, конечно, моменты: весной случился всплеск продаж. Тогда и доллар улетел вверх, люди побежали покупать телевизоры, электронику, чтобы деньги не пропали. У всех маркетплейсов были рекорды. А осенью несколько недель было не до покупок. Но к распродажам активность восстановилась, и уже 11.11 и в «черную пятницу» (последняя пятница ноября) была обычная в этот период активность.
  • Самая серьезная проблема года — инвестиции. Доступ к международному финансированию, IPO, продаже акций, за счет которых можно поднимать инвестиции, или доступ к выпуску облигаций, привлечению финансирования сильно ограничился. И у нас тоже.
  • Особенно жестко было в первой половине года, когда ключевая ставка являлась высокой, акции компаний обвалились, это на всех сказалось. Ozon, например, на пике стоил $13 млрд, сейчас стоит 2 с небольшим. Огромный спад.
  • KazanExpress вырос на 220%: в прошлом году оборот был 9 млрд рублей, в этом ждем порядка 20 млрд до вычета возвратов. У нас 6 млн покупателей, 120 городов присутствия, мы самая большая частная компания в РТ по количеству клиентов (юзеров). И один из самых известных брендов.
  • Несмотря на цифры, это был тяжелый год, мы решали вопросы выживания. Падение акций маркетплейсов прошло по нам рикошетом, мы тоже теряли свою оценку, инвестиции, мы весь год провели в долгах поставщикам.
   «Из-за потери инвестиций и драконовых ставок по кредитам мы в этом году не смогли запустить новый склад в свияжском логоцентре»
«Из-за потери инвестиций и драконовых ставок по кредитам мы в этом году не смогли запустить новый склад в свияжском логоцентре»

О небольшом ассортименте и складе размером с раздевалку Ozon

  • Из-за потери инвестиций и драконовых ставок по кредитам мы в этом году не смогли запустить новый склад в cвияжском логоцентре. Мы нашли кредитора и должны были закрыть миллиардную сделку 1 марта, но ставка взлетела до 27% годовых. Сделку мы не закрыли, дотянули до конца года, теперь закрываемся под 11,5%. Склад в СММЛЦ будет введен в эксплуатацию только в январе 2023-го.
  • Из-за того что история со складом затянулась, мы весь год проработали на старом складе, который по размерам, как раздевалка склада Ozon в Новой Туре. Мы сняли все более-менее подходящие склады в районе Осиново, забрали все, что плохо лежало, но этого не хватало. Небольшой ассортимент — наше слабое место: по опросам, 40% покупателей основного нашего конкурента покупали бы на KazanExpress, если бы у KazanExpress был такой же большой ассортимент. И мы готовы его дать, у нас в очереди еще 10 тыс. продавцов, которых мы пока не можем запустить на площадку, потому что место на действующем складе закончилось в начале года.
  • Три крупнейших маркетплейса получили госпомощь, чтобы расплатиться со своими долгами. Двум дали заем на выкуп евробондов, а третий получил большой кредит от госбанка. Конечно, не очень красивая история, когда одним помогают, а другим — нет, но, видимо, мы пока просто не смогли стать такими же большими, как они.
  • Но нам помогает Татарстан. У нас на очереди строительство еще двух складов в СММЛЦ. Это большой объем рабочих мест, поэтому в планах у нас построить рабочий поселок для наших сотрудников. Правительство республики выделяет нам и остальным резидентам СММЛЦ земли под строительство рабочего поселка в районе поселка Нижние Вязовые, территории уже выделены. Это большой плюс!
  • Что посоветовать бизнесу после такого года? Не опускать руки. Продолжать работать и заботиться о близких. Сейчас непростое время, но у нас есть кто-то, за кого мы в ответе — семьи, родители, друзья. Не забывайте об этом и не сдавайтесь.

Евгения Иванова

Фото: «БИЗНЕС Online»