Найти тему
Lipetskmedia.ru

Супруги Миловановы о жизни, Рождестве и о "Казаках России"

С кем бы ни приходилось говорить о супругах Миловановых и их детище — государственном театре танца «Казаки России» — слышала только восторженные отзывы. Да и само название знаменитого коллектива, видимо, однажды пришло его руководителю как подсказка свыше.

С этой замечательной творческой парой — народным артистом России Леонидом Петровичем и его супругой, заслуженной артисткой России Галиной Николаевной — мы встретились накануне Рождества Христова, чтобы поговорить о вере и о присутствии Божием в их яркой и такой непростой жизни.

— Мы очень любим православные праздники, особенно Рождество Христово и Пасху, — сразу заулыбалась Галина Николаевна. — Всегда стараемся быть на ночной службе, а потом с радостью разговляемся с друзьями за праздничным столом, после длительного поста.

— Если говорить о вере, то столько было непростых и казавшихся безвыходными ситуаций, что только с Господом и возможно было их преодолеть, — замечает Леонид Петрович.

С петровских времён

— Интересный документ петровских времён недавно попал мне в руки, — рассказывает Леонид Милованов. — В книге «Пётр Первый и казаки» упоминается о Кузьме Семёновиче Милованове, казачьем атамане, который держал свой отряд из 88 боевых казаков. Кто знает, может, он был моим далёким предком, ведь мы не ведаем своих глубоких корней. И я, например, никогда не думал, что буду заниматься казачеством, что на Дону, в селе Нижнее Казачье построю дом, что буду работать в Кубанском казачьем хоре, в ансамбле песни и пляски «Ставрополье». И конечно, никогда не думал, что мне удастся создать коллектив, который получит международное признание. Помню, на заре 90-х, начальник областного управления культуры Анатолий Никифорович Нехорошев предложил: «Давай, Леонид, делай профессиональный коллектив». Я придумал название — «Казаки России». Сказал об этом Нехорошеву, а он: «Не боишься громких слов?» Я ответил: «Нет». А чего бояться? Ведь даже Лев Николаевич Толстой говорил, что вся история России сделана казаками.

И вот, так судил Бог, что наш театр существует. Более тридцати лет мы знакомим зрителей с богатой казачьей культурой и неизменно собираем аншлаги. Значит, любы мы Господу!

Бабушка-мамашка

— Если взять историю моего рода, то по материнской линии Сошниных у нас были кулаки, — говорит Леонид Милованов. — Но родную сестру моей бабушки Марию мы про себя называли монашкой, или бабушкой-мамашкой. Она не была замужем, ходила в чёрном платочке, всю жизнь при церкви, молилась, читала Псалтирь и Евангелие, и с детства рассказывала мне о Боге. Когда она была уже старенькой, то сильно ударилась ногой об угол стула, больное место воспалилось, и дело дошло до гангрены. Врачи хотели ампутировать ногу, но я не дал. В то время был в отпуске и целый месяц сам делал ей ванночки из марганцовки и перевязки с целебной мазью. И бабушка Маша выздоровела. Всегда благодарила и молилась за нас. Уверен, что и сейчас её молитвы нас берегут.

— Открыто показывать свою веру тогда было опасно, — продолжает Галина Милованова, — поэтому дочку Катю крестили тайно. Но в 90-е стали ходить в Преображенскую церковь в Липецке, а потом в Никольскую. Венчались мы с Лёней, когда Кате было уже лет восемь, в храме Рождества Христова на Соборной. Дело было в январе, холод стоял ужасный, храм ремонтировался. Мы договаривались венчаться вместе с родными, нас было три пары, но в назначенный день никто не пришёл, кроме нас. Так Господь тихо совершил над нами Таинство.

Огонь, вода, и… стекло

— Со мной каких только бед не случалось, — делится Леонид Милованов. — В детстве, к примеру, чуть не утонул в реке Воронеж, меня за руку вытащил какой-то незнакомый мальчишка. Мои родители были неподалёку, но даже не поняли, что с сыном случилась беда. Позже открывалась прободная язва, тяжело болел желтухой, сальмонеллёзом. И тоже выкарабкался! А однажды после концерта случайно прошёл сквозь стеклянные двери. Бежал по ступенькам и не заметил, ведь раньше их там не было. Организаторы прямо перед выступлением застеклили. Кровь текла отовсюду, а жена потом долго из меня осколки вытаскивала.

— Дело в том, что Леонид Петрович тогда думал о создании коллектива, — продолжает Галина Милованова. — Шёл 1990 год, полки в магазинах были пустыми. «Доброжелатели» ему твердили: «Милованов, это пир во время чумы! У тебя ничего не выйдет!» Нам было очень тяжело. Но потом откуда-то взялись инструменты, ткани, костюмы. И всё получилось с Божией помощью.

Творческая империя

— Теперь у меня целая творческая империя, в которой трудятся почти две сотни человек, — говорил Леонид Милованов. — Первое наше выступление за границей было в Испании. Чтобы заработать на поездку, мы сильно рисковали. Покупая первый автобус, я даже заложил собственную квартиру. В общем, крутились как могли. И дело наше чуть было… не погорело. В автобусе случился пожар, но Господь уберёг. Нашёлся человек, который ночью разбудил нас, почти угоревших. «Просыпайтесь, вы горите!» — барабанил он в водительскую дверь. Кто это был, я так и не узнал, может, наш ангел-хранитель? Но всегда благодарю Спасителя за помощь. И когда с коллективом летали в Сирию, ездили на Донбасс. Каждый раз, когда отправляемся на гастроли, приглашаем священников на молебен, берём у них благословение.

Между небом и землёй

— Когда в 2020-м Леонид Петрович заболел ковидом, мы думали, что это конец, — поделилась Галина Милованова. — Молились все, кто как мог. Со мной тогда жила в квартире одна монахиня, и мы день и ночь стояли на коленях перед иконами. Дочка Катя заказывала везде службы о здравии Леонида: в Задонске, в Иерусалиме, на Афоне (а перед болезнью он как раз побывал на Святой Горе), и в таком диком напряжении жили несколько недель. Наверное, так много людей просили Господа помиловать нашего главного казака, что случилось чудо!

— У меня не было страха, я сильно задыхался, но почему-то знал, что не умру, — рассказывает Леонид Милованов. — Хотя лёгкие были полностью поражены, дышал я только с помощью кислородной маски. Две недели лежал на животе. А один день попросту выпал из моей жизни. Это мне сказала медсестра, потому что я задал ей какой-то вопрос, а через день повторил его слово в слово. Я помню, что был в другом времени. Родные меня потом спрашивали, что я видел ТАМ? А я просто завис между небом и землёй. Меня уже посетило такое пьянящее ощущение восторга, радости, блаженства, яркий свет был впереди. И было уже неважно, что на земле остались дочь, жена, коллектив. Но потом пришла мысль: а что же будет с ними без меня? И это блаженное ощущение сразу исчезло, я вернулся в реальность. Что меня спасло? Конечно, соборная молитва многих людей. Очень благодарен медикам, боровшимся за меня, и семье врачей Павлюкевич — Дмитрию Владиславовичу и его супруге Елене Викторовне за поддержку. Благодарен моим друзьям! Из «Коммунарки» мне тогда прислали ампулу «Актемры» — и дело пошло на поправку. Господь изменил своё решение. Значит, мне надо ещё поработать Ему. Слава Богу за всё!

И конечно, поздравляю дорогих липчан с Новым, 2023 годом и Рождеством Христовым! Будьте верны Христу в наше трудное время! И Он вас не оставит.