1,7K подписчиков

Итоговое собеседование. Строим монолог – рассуждение

3,2K прочитали

Здравствуйте, друзья!

На предыдущих занятиях, посвящённых итоговому собеседованию, мы создали шаблоны для построения описания и повествования.

Итоговое собеседование. Речевые клише для монолога - описания
Счастливый Кормчий8 декабря 2022
Итоговое собеседование. Шаблон для построения монолога-повествования
Счастливый Кормчий14 декабря 2022

Сегодня нам предстоит понять, как за одну минуту построить монолог – рассуждение. Не пугайтесь, нет ничего невозможного!

Мне очень нравится рассуждение. Этот тип речи композиционно кажется мне более понятным, органичным, завершённым. К тому же многие понятия, положенные в основу монолога – рассуждения, встречаются в сочинении 9.3 ОГЭ по русскому языку. Я пролистала варианты итогового собеседования и встретила много знакомых ключевых слов: дружба, доброта, жизненные ценности, совесть, взаимовыручка, вежливость, историческая память.

"От чего зависит выбор жизненных ценностей?" – так звучит тема, над которой я предлагаю вам поработать сегодня.

скриншот страницы сайта "Решу ОГЭ"
скриншот страницы сайта "Решу ОГЭ"

Прежде чем приступить к созданию монолога, советую освежить в памяти сочинение ОГЭ по тексту А.Я.Бруштейн:

Что такое жизненные ценности? Сочинение ОГЭ по тексту А.Я.Бруштейн
Счастливый Кормчий11 марта 2022

Для построения монолога-рассуждения опираемся на стандартный план:

1. Даём определение ключевому понятию темы.

2. Отвечаем на главный вопрос темы, подтверждая своё мнение примерами из жизни, литературы, истории, СМИ.

3. Формулируем вывод.

Разница между рассуждением – монологическим высказыванием и сочинением ОГЭ лишь в том, что сочинение ОГЭ включает в себя пример из текста.

Хорошей подсказкой для вас будет карточка с примерными вопросами. Её вы получите на экзамене. К нашей сегодняшней теме составители предлагают следующий примерный круг вопросов:
1.  Что такое жизненные ценности?
2.  Когда происходит формирование жизненных ценностей?
3.  Без каких ценностей не может быть настоящего человека?

Какие речевые обороты помогут вам построить монолог – рассуждение?

таблица автора
таблица автора

Попробуем собрать монолог.

Что такое жизненные ценности? Я полагаю, это принципы, идеалы, убеждения, на которые человек опирается, выстраивая взаимоотношения с окружающим миром.

От чего зависит выбор жизненных ценностей? Мне кажется, что на это влияет целый ряд факторов. Во-первых, среда, в которой формировалась личность человека. Во-вторых, воспитание, семейные традиции, обычаи, нормы поведения, заложенные ещё в детстве. В-третьих, наличие у человека желания расти, получать новые знания, развивать сильные стороны своего характера. Ярким примером проявления настоящих жизненных ценностей, на мой взгляд, являются волонтёры. Это люди огромной души, способные на сострадание, великодушие, самопожертвование.

Завершая выступление, скажу, что я стремлюсь воспитать в себе честность, порядочность, целеустремлённость.

Я намеренно выбрала непростую тему. С простыми вы справитесь сами! Попробуйте поработать самостоятельно, например, с темой «Зачем нужна перемена?» (это реальная тема одного из вариантов собеседования). Опираясь на речевые клише, постройте текст из 10 предложений. Поделитесь своими устными сочинениями в комментариях.

На следующих занятиях мы потренируемся в составлении разных монологов.

Всё об устном экзамене по русскому языку вы найдёте в подборке «Итоговое собеседование» на канале «Счастливый кормчий».