Для новых читателей: этот блог посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литмаркете, на Бусти и на Литрес. Знакомлю со своими героями и мирами, объясняю детали, рассуждаю о фантастике в литературе и искусстве.
Что же, праздники позади, у студентов и преподавателей сессия. Вполне уместно поговорить на профессиональные темы.
В этом блоге я уже рассказывала про разные школы на Тиатаре. И постоянно упоминала, упоминаю и буду упоминать "структурообразующее" учебное заведение - межгалактический Колледж космолингвистики, в котором сначала учатся, а потом и преподают мои главные герои, принц-профессор Ульвен Киофар Джеджидд и его любимая ученица Юлия Цветанова-Флорес.
До основания Тиатарского мегалактического университета, Тиамуна, другого вуза на планете нет. Идея университета рождается в книге "Тиатара", затем в "Двойном кольце" говорится о постепенном строительстве кампуса, и спустя несколько лет университет торжественно открывается, а профессор Джеджидд становится его первым ректором (на пару с аисянином Уиссхаиньщщем - там везде коллегиальное управление). Избрание со-ректоров и открытие Тиамуна описано в "Оке космоса", причем там инопланетяне там даже исполняют Gaudeamus, гимн студентов Земли! При наличии такого количества космолингвистов латынь не проблема, у них это обязательный язык.
(Для тех, кто не помнит, как звучит гимн - исполнение его на открытии Большого зала Московской консерватории в 2016 году после ремонта; запись моя).
Возникает вопрос: а до этого где учились на Тиатаре представители других профессий, помимо космолингвистики и связанных с ней дисциплин (это не только история цивилизаций, культурология и философия, но и программирование)? Ведь у меня упоминаются и врачи (отец и сын Саонсы), и астрономы (Ассен Ниссэй), и биологи...
Вообще странно было бы поддерживать на планете развитую цивилизацию, не обладая высококвалифицированными кадрами. А откуда они их брали, если университет возник буквально на глазах, причем сразу в статусе межгалактического?.. И почему они раньше не создали местный университет?..
Я сначала написала цикл, а потом стала задавать себе эти вопросы. Поскольку темой космооперы не является описание героического освоения дикой планеты, вдаваться в подробности там ни к чему. Освоили - и прекрасно живут, добра наживают, плодятся, учат детишек хорошему...
Так где их учат после школы?
Ответ пришел сам собой: на Тиатаре долгое время не ощущали потребности в университете не потому, что все занимались простым рабоче-крестьянским трудом, а потому, что система профессионального образования строилась децентрализованно и сугубо практично.
При первых же клиниках, созданных переселенцами-уйлоанцами, сразу же возникли школы младшего и старшего медицинского персонала. В момент, когда моя героиня Юлия оказывается на Тиатаре, там существуют несколько крупных медицинских центров, и при главном из них, расположенном в Тиастелле - учебный центр, выпускающий медиков.
Другое дело, что местные дипломы не признаются на межгалактическом уровне. Поэтому Эллаф Саонс по настоянию Ульвена Киофана Джеджидда экстерном заканчивает магистратуру в Тиамуне и получает ученую степень, признаваемую где угодно.
С астрономией и астрофизикой тоже понятно. При Севайской обсерватории тоже есть и популярный лекторий для всех желающих. Увлекшиеся космосом дети и подростки могут посещать нечто вроде кружка, где им дают более основательные знания. А если кто пожелает стать специалистом в этой сфере, то должен закончить курсы, присваивающие нужный диплом. Совсем выдающиеся умы могут написать диссертацию и послать ее для заочной защиты в какой-нибудь межгалактический университет. Самим туда лететь не обязательно. Если исследование стоящее, степень присудят и так, и диплом пришлют в электронном виде. Поэтому Ассен Ниссэй стал доктором наук еще до создания Тиамуна.
Примерно так же дело обстоит с другими профессиями. При Институте Тиатары растят будущих биологов, геологов, гидрологов и экологов. Школа, работающая в кампусе института, имеет именно такой профиль, а дальше - курсы при самом институте. Правда, здесь выпускник, написавший ученое исследование, может претендовать лишь на степень магистра. Такую степень в конце концов получает Илассиа Саонс, единственный на Тиатаре специалист по биоэтике.
При трех лучших школах Тиатары имеются курсы школьных учителей. Чаще всего туда идут молодые выпускники этих школ, которые ощущают в себе преподавательскую жилку и любят возиться с детьми и подростками. Разумеется, пойти работать в школу может и специалист с профессиональным образованием. Например, Маилла Ниссэй, жена астронома Ассена - магистр космолингвистики, и она решила работать учительницей в школе при обсерватории, преподавать языки.
Подобные курсы, по окончании которых присваиваются дипломы и сертификаты, на Тиатаре созданы и при крупных предприятиях, где нужны квалифицированные работники, и при специальных службах (спасатели, водители общественного транспорта, ремонтники, и так далее). При космопорте можно получить специальность таможенника, а закончив летную школу, стать космонавтом.
Вполне естественно, что при такой структуре образования собственный местный университет долгое время не был нужен. Лишь когда возникло общее мнение, что без университета развитие Тиатары замедлилось и может скатиться к стагнации, было решено сделать рывок навстречу прогрессу. Межгалактический альянс, изучив обстановку на месте, поддержал идею создания сразу Межгалактического университета, ибо для этого уже имелись все основания.
Читайте "Хранительницу" на Литмаркете, на Бусти и на Литрес (у Литмаркета роялти заметно больше, доход на Бусти идет прямо автору), подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Всякая помощь автору полезна и приятна.