Часто случается так, что отношение к актеру или актрисе складывается после определенной роли. Накладывает отпечаток на восприятие. У меня так произошло с Анной Каменковой. Здесь, на Дзене, я часто читаю одного популярного автора, который пишет преимущественно о советских фильмах. На канале я узнала о множестве картин, о которых ранее и не слышала. Прочитав статью о фильме «Молодая жена» 1978г., заинтересовалась и, сразу же, посмотрела.
Картина, в целом, очень понравилась, но главная линия Алексея и Маняши ужасно злила и раздражала. Расстроилась, что Маняша не ушла от Алексея. Он ужасен. Неприятный и грубый мужлан, не мужик, а какое-то эмоциональное бревно.
Пролистала остальную фильмографию Каменковой и выписала себе несколько фильмов. Но смотреть их не спешила. Сложилось предвзятое отношение к актрисе. Дурость конечно, но вот не хотелось мне больше фильмы с ней смотреть. А вдруг опять расстроюсь? Но после просмотра фильма «Ты есть» 1992г., мое отношение к этой удивительной женщине диаметрально изменилось. Для меня она теперь всегда Анна, женщина с большим сердцем и потрясающей волей.
Удивила она меня и в роли расчетливой продуманной дамочки Ирины в мрачной, картине «Круг обреченных» 1991г.. «Круг обреченных» — стопроцентный нуарный триллер – явление в нашем отечественном кино не частое.
А самой первой ролью Анны Каменковой стал фильм «Девочка ищет отца» 1959г. Маленькая Аня Каменкова в мир кино попала совершенно случайно, но ворвалась она в него весьма решительно.
Детсадовскую группу, в которой была и маленькая Аня, вывели на прогулку в сквер Большого театра. Дети играли, а какие-то люди попросили их почитать стихи. И тогда маленькая Аня вышла впёред и заявила: «А теперь слушайте меня!»
Странными людьми оказались представители белорусской киностудии, искавшие девочку для роли в фильме «Девочка ищет отца». Аню пригласили в Минск к режиссёру Льву Голубу, который после некоторых сомнений – «слишком маленькая» – утвердил пятилетнюю Аню на роль дочери партизана.
«Девочка ищет отца» — фильм о маленькой дочке партизанского командира Панаса, которая во время Великой Отечественной осталась одна на оккупированной белорусской земле. Девочку в лесном домике укрывает старый лесник, гитлеровцы ищут её, надеясь использовать Леночку в качестве заложницы. Внук погибшего лесника — Янка, рискуя собственной жизнью, спасает дочь партизана от фашистов. Картину можно отнести к разряду детских приключенческих лент.
Анна Семёновна вспоминала:
«Мама взяла в школе, где работала, длительный отпуск, и мы с ней уехали в белорусские леса. Каждый день на протяжении года находились рядом. Да ещё в этом сказочном мире кино, где всё так будоражит и восхищает». (с)
Фильм имел большой зрительский успех. Он демонстрировался на различных отечественных и зарубежных кинофестивалях, собрал немало престижных наград. Игра маленькой Ани немало поспособствовала успеху картины. На II Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата в Аргентине она получила свою первую награду.
«Я думаю, что это перст судьбы. Когда в пять лет человека разворачивают в определённую сторону, он начинает делать то, что у него получается, воспринимает этот поворот как нечто волшебное, сказочное и вместе с тем потрясающее и судьбоносное» (с)
Таким образом Анна Каменкова и попала в мир кинематографа. Далее она окончила Театральное училище имени Щепкина, работала в театре на Малой Бронной у знаменитого режиссёра Анатолия Эфроса. В кино у неё свыше пятидесяти ролей. Сама судьба как-будто определила её предназначение. А не будь той прогулки в сквере Большого театра? Пропусти он тот день, и всё... Не было бы и роли в «Молодой жене», и в «Софье Петровне», и в «Ты есть», и в «Визит к Минотавру». А сколько озвученных ею фильмов — не счесть. Я верю в судьбу. Как после таких историй не поверишь? Как же она прекрасна и органична в фильме. Опытные режиссёры говорят: хочешь, чтобы твой фильм приобрёл большую выразительность – сними в нём маленьких детей или животных. Заметили, что в черно-белых картинах от детей как-будто исходит свет? Такое невесомое фарфоровое свечение. Читала, что на съемочных площадках, когда снимают детей, осветители дают меньше света — чтобы искусственным освещением не забить эту «фарфоровость».
Анна Каменкова оказалась прирожденной актрисой. Да вы только посмотрите на кадрах на её взгляд! Так уверенно и органично держаться перед камерой дано не каждому ребенку. В нашем современном отечественном кино дети часто переигрывают — раздражает. Не люблю современные детские фильмы, как-то фальшиво они смотрятся. Наверно только советские режиссеры могли так талантливо снимать детские ленты. Умудрялись снять так, что было интересно и детям, и взрослым.
Спасибо, что прочитали.