Найти тему
Дзен Сурка

Торжество ушастого

Два варианта Чебурашки. Вам какой больше нравится?
Два варианта Чебурашки. Вам какой больше нравится?

С чего-то надо было начинать этот Дзен, и почему бы не начать его с обзора на "Чебурашку": торжество отечественного киностроения, на данный момент собравшего в прокате уже свыше двух миллиардов рублей. Попробую спокойно, без эмоций - и в первую очередь по-продюсерски разобрать эту картину.

Да, для начала, наверно, надо представиться. Меня зовут Павел Сурков - и я продюсер. В нашем творческом объединении HP Films мы снимаем фильмы, которые выигрывают призы на международных фестивалях (на данный момент - у нас уже свыше десятка наград). А еще - у меня есть мой Виртуальный Художественный Театр, первый в мире полностью виртуальный репертуарный театр (вы можете познакомиться с ним
тут. И, наконец, я преподаю продюсирование в РАНХиГС, недавно вышел мой учебник по продюсерской деятельности, который вы можете найти в библиотеках и в магазинах.

Я очень люблю кино. И не потому что им занимаюсь - вернее, не только потому. А просто - люблю. И смотрю его - много. Где-то в неделю я смотрю около 10-15 картин, как старых, так и новых, прежде всего потому, что продюсеру надо быть в курсе того, что происходит в кинематографе. И вопрос, который меня волнует прежде всего, это - как это сделано. Категории "нравится-не нравится" я оставляю рядовому зрителю. И заметки свои я писать собираюсь именно с этой позиции: как сделан тот или иной фильм.

Вот с "Чебурашки" и начнем. Попробуем разобраться в удачных и не слишком удачных аспектах этого кино. Очень надеюсь, что мою заметку прочтут и создатели фильма, и просто зрители - кому-то это поможет снять новые, может быть гораздо более успешные картины. Кому-то - определиться с тем, что стоит смотреть в кино. А кто-то научится видеть в фильмах нечто новое, то, что не видел раньше.

Начнем с коммерческого успеха. И вот тут буду не оригинален: он был совершенно закономерен и ожидаем. "Чебурашка" - это стопроцентное семейное массовое
коммерческое кино. Его задача - в первую очередь собрать кассу. И сделано это с помощью трех понятных элементов рецепта победы.
1)
Крах системы кинопроката. С учетом ухода зарубежного массового кино с наших киноэкранов, мы лишились официального доступа к основным мировым блокбастерам. К сожалению, за это время отечественная киноиндустрия не успела массово собраться - и кроме "Сердца Пармы" на экраны не вышел ни один по-настоящему масштабный отечественный кинопроект. Впрочем, не надо обвинять в этом наших кинопроизводителей: создание большой и масштабной полнометражной картины - дело не одного года, так что нас точно ждут большие российские кинопремьеры, но только в течение 2023-24 года. Они сейчас или снимаются или в пост-продакшене. И, естественно, история о Чебурашке, да еще и полнометражная, да еще и выходящая на Новый год - автоматически привлекает в кинотеатры зрителей. Потому что кино стало очень важным элементом нашей системы досуга, люди привыкли (и хотят) ходить в кинотеатры. Вот только смотреть было нечего (ну не третьеразрядные боевики с умирающим Брюсом Уиллисом смотреть же!). А тут - "Чебурашка". И Новый год - сразу есть, чем занять один из вечеров длинных праздничных каникул, причем всей семьей.

2)
Собственно Чебурашка. Один из главных мультгероев, абсолютная звезда в мировом масштабе и стопроцентно узнаваемый персонаж. Хотите увидеть Чебурашку на большом экране? Да вот, пожалуйста. Кстати, надо отдать должное - выпущенный за несколько месяцев до премьеры тизер, в котором нам впервые показали киноЧебурашку стал отличным инструментом продюсерской обратной связи. Создатели фильма тщательно поработали со всеми негативными отзывами на модель Чебурашки - и перерисовали главного героя. Кстати, отличный ход: вот, дорогие зрители, мы вас слышим - и быстро реагируем на критику.

3)
Актерский состав. Набор узнаваемых звезд - таких как Сергей Гармаш, Федор Добронравов и Елена Яковлева (плюс набор молодых сериальных артистов) уже гарантия того, что зритель отреагирует: раз Гармаш и Яковлева - так уже, как минимум, хорошо. И плюс будет что обсудить мамам и папам, которые будут рады посмотреть на своих любимых артистов в новых сказочных образах.

И результат - стопроцентно обеспечен. Вот она, касса. Вот он, очередной кинорекорд.

А теперь разберемся, что в "Чебурашке" можно улучшить. А улучшить там можно очень многое.

Во-первых, сценарий. Его надо не просто улучшить. Его надо добавить. Сценарий в "Чебурашке" отсутствует как класс - это, прежде всего, отвратительно придуманная история. Вернее, не придуманная вовсе.

Как это сделано? Да очень просто. Берем любую классическую историю про одинокого пожилого героя - и его обаятельного домашнего питомца. Желательно, чтобы при этом питомец был какой-то необычный. Замените Чебурашку, скажем, на дрессированного белого пуделя - и что изменится в этой истории?

Ничего.

И даже орущая "Хочу ушастика!" девочка прямо перекочевала со страниц Куприна, не находите? Впрочем, неумелые сценаристы скажут, что это оммаж. Как оммажем стали и имена героев - ну, конечно, появляются Гена и Валера - именно так звали напарников-крокодилов в оригинальной сказке Успенского, а также Галя - помните девочку-подругу Гены и Чебурашки?

И вот тут появляется второй огрех "Чебурашки". Давайте вспомним оригинальную сказку Успенского. Что в ней притягивало и удивляло? Главная авторская метода покойного Эдуарда Николаевича была проста: он брал наш мир и населял его волшебными существами - хоть маленькими человечками, хоть антропоморфными животными. И это был мир, понятный любому ребенку. Потому что он именно так
играет - его мир населен живыми игрушками-зверушками, которые прекрасно сосуществуют в одном пространстве с людьми, и это не вызывает у ребенка ни малейших вопросов.

Представьте, как было бы здорово оживить на экране реальный мир книги Успенского? Где рядом с людьми гуляли бы прекрасные CGI-звери? Но нет. Это - дорого. Это - долго. Это требует тщательной продюсерской проработки.

Куда проще взять сценарную халтуру, основанную на ряде сюжетных штампов (добавьте сюда еще и экранизацию нескольких анекдотов про Гену и Чебурашку), где нужно нарисовать только лишь одного Чебурашку - и дело в шляпе. Потому что зритель все равно придет, Потому что касса будет обеспечена.

Понравится ли итоговый результат зрителю? Как ни странно, да. Потому что - тут снимаю шляпу - картинка в итоге получается чрезвычайно завлекательная, пост-продакшен постарался и раскрасил "Чебурашку" совершенно блестяще, это яркий мир (тоже вторичный, конечно, его прямо копировали из "Чарли и шоколадной фабрики", найдите, как говорится, десять отличий - но массовый зритель этого не видит). Кстати, закономерный вопрос - а где мерчендайз? Где полки детских магазинов, заваленные игрушечными Чебурашками, которых, естественно, маленький зритель попросит у папы и мамы? Не договорились с наследниками Успенского? Или просто не подумали о том, что в современном массовом кинематографе на мерче зарабатывают порой в разы больше, чем на кассовых сборах?

Но история-то, типа, добрая. История-то, типа, про хорошее. Про дружбу. И это - правда. И учит "Чебурашка", в целом, хорошему.

Только обидно, что это, в очередной раз - пересказ чужого. Неоригинальное, а потому - невеликое. Просто, так сказать, мастерски выполненное массовое
изделие. Но изделие не имеет ни малейшего отношения к кино, увы.

А мы-то ждали шедевра.

Но если касса, собранная "Чебурашкой" позволит запустить, как минимум, пару сценарных курсов (я готов пойти преподавать, если что - уж я-то могу научить писать хорошие истории как никто другой) - то, может быть, все было сделано не зря. Если "Чебурашка" позволил кинотеатрам снова ощутить прилив зрителей - то это тоже хорошо, они не закроются, рабочие места сохранятся.

Вывод простой. Нет, ни в коем случае не надо
снимать фильмы так. Но обязательно надо выпускать фильмы так же, как "Чебурашку". С таким же точным попаданием во время показа, с работой со зрителем, с подготовкой премьеры. И тогда массовый зритель все равно на "Чебурашку" пойдет. И это кино ему, в целом, понравится. Потому что массовый зритель идет за развлечением, а не за разбором. Он идет отдохнуть и повеселиться.

Но нам, тем, кто делает кино - надо задуматься. Чтобы следующие за "Чебурашкой" фильмы становились лучше. Вот на это-то и надеюсь.