Найти тему

"На Западном фронте без перемен"(2023). Первая, немецкая экранизация романа.

Оглавление

«До какой же степени лжива и никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если она даже не смогла предотвратить эти потоки крови, если она допустила, чтобы на свете существовали сотни тысяч таких вот застенков. Лишь в лазарете видишь воочию, что такое война»

Ремарк в молодсти. Был участником Первой мировой войны. Источник: biograph.online
Ремарк в молодсти. Был участником Первой мировой войны. Источник: biograph.online

Эти строки были написаны Ремарком, почти 100 лет назад. И знаете что? Через 10 лет после публикации романа, началась Вторая мировая война. Мне кажется, этот факт говорит сам за себя. Как сказал кто-то из бессмертных: «История учит нас тому, что история ничему не учит». Поговорим немного о новой экранизации «На Западном фронте без перемен»

Признаюсь и искренне раскаиваюсь в своём невежестве, но с романом я знаком лишь понаслышке. Случилось так, что автор прошёл практически мимо меня (прочитал 1 или 2 романа). Но сомневаться в таланте и актуальности его произведений, просто наивно. Итак, я смотрел фильм, зная лишь исходную канву.

Первая мировая, печально известный Западный фронт, жестокость и бессмысленность.

«Что сталось бы с нами, если бы мы ясно осознали все, что происходит там, на войне?»

Кадр из фильма. Источник: hobbibook.ru
Кадр из фильма. Источник: hobbibook.ru

Прежде всего, хочу отметить, и всячески восхвалить звук и музыкальное сопровождение картины. Тяжёлая отбивка на протяжении всего фильма, придаёт некой неотвратимой безысходности, ощущения давящего рока и необратимости происходящего. Над всеми персонажами витает некое предзнаменование их трагической судьбы, и на мой взгляд, эти тяжёлые, давящие нотки работают чётко.

Первая сцена, с ходу захватила моё внимание. Нас моментально бросают с места в карьер, демонстрируя лейтмотив картины. Циничную и чудовищно механическую процедуру, где форма убитого солдата, ценится дороже, чем сам солдат. Как будет вскоре сказано одним из персонажей, (а точнее учителем в школе!) «Сейчас важна не отдельная личность, а целое. Нужно заслужить свою форму». Как мы видим, заслужить её не так уж и сложно.

-3

Практически весь фильм, нам показывают поле боя, и все присущие ему атрибуты. Сценарий практически не утруждает себя рассказами о главных героях, раскрытием персонажей или внятной сюжетной аркой. Помимо самого Пауля, запоминается разве что Кач. Мне думается, режиссёр намерено упростил и сдвинул в сторону не фронтовую часть романа. Фильм полностью концентрируется на взгляде Пауля, и его эмоциях. Плохо ли это? В данном случае, нет.

А что же здесь хорошо? Давайте по порядку.

«Они все еще писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они все еще твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее»

-4

Как правило, военные фильмы достаточно предсказуемы. Трудно уже чем-то удивить. Посыл «Война – это ад» понятен всем, и крепко вбит таким шедеврами как «Взвод», «Апокалипсис сегодня», и даже «1917». Что же нового нам может предложить подобная лента?

Мой ответ – искренность и неподдельные эмоции самого режиссёра.

Фантомный героизм, честь, слава и отвага, рассыпаются в пыль, под телами разможенных в кровавое мясо молодых мальчишек. Генералы пьют чай в белых блюдцах, и рассуждают о необходимости войны, а в это время за окном, взрывы и пулеметные очереди уносят по 10 жизней в секунду.

Просто замечательная сцена, когда Пауль закалывает ножом француза, но тот ещё остается жив, и медленно захлёбывается кровью. Вдруг оказывается, что враг…тоже человек. Это не эфемерная субстанция с оружием в руках и мишенью на лбу. Ему тоже больно, он тоже страдает, у него есть жена и ребенок, и возможно он простой печатник, который надеяться вернуться домой.

-5

Режиссёр часто работает просто, но удивительно эффективно. Казалось бы, избитые приёмы военных фильмов, но эмоциональная наполненность и качественная постановка, делают подобные сцены живыми и очень личными.

В этом фильме просто горы трупов, десятки разорвавшихся снарядов и тысячи прошитых насквозь живых тел. Но каждую смерть, ты переживаешь и видишь. Каждый – это человек. Не кусок мяса в форме, которого скоро заменят другой. ЧЕЛОВЕК.

Но посмотрите на эти лица, в последней сцене фильма. В них практически нет уже ничего человеческого, всё выжжено, всё освежевано и выпотрошено. Они идут в последний, бессмысленный бой, за 15 минут до окончания войны. Вернуться ли они домой? И если да, то какими. Что это будут за люди? К сожалению, мы знаем, что будет дальше, через 20 лет.

«Сколько все-таки горя и тоски умещается в двух таких маленьких пятнышках, которые можно прикрыть одним пальцем, – в человеческих глазах»

-6

Скажу честно, сложно писать об этом фильме. Слишком много эмоций, мыслей, и какой-то беспомощности. Но мне хочется поделиться ими с вами, выпустить наружу.

Довольно часто фильм напоминал мини-сериал, тоже немецкий «Наши матери, наши отцы». Советую посмотреть, он небольшой. Пятеро молодых людей, вдохновлённые нацистской пропагандой, отправляются на фронт. Им обещают, что война вот-вот закончится, и победа неминуема. Но реальность, оказалась несколько другой.

Сериал так же развеивает культ поклонения войне и возведения его в ранг добродетели и чести.

«На Западном фронте без перемен» не пытается вас развлечь. Он даже не пытается дать иллюзорную надежду на будущее, потому что оно не предвещает ничего хорошего. Тотальное расчеловечивание войной – к такому итогу приходит лента. Полное отсутствие музыки в титрах, погружает нас в минуты ужасной, отвратительной и звенящей тишины. Звон этого колокола, прозвонит ещё ни раз.

За 4 года военных действий на Западном фронте, погибло около 3 миллионов человек.

Источник: www.pinterest.ru
Источник: www.pinterest.ru

«Государство и родина – это и в самом деле далеко не одно и то же»

Скоро этот фильм затеряется в массе других военных фильмов. Возможно, даже встанет в ряд с признанными шедеврами жанра. Попадёт в различные топы, получит наверняка какие-то награды. Но для чего всё это?
Для признания и славы? Надеюсь, что нет. Так или иначе, хочется верить, что хотя бы один человек после этого фильма, наберётся смелости, и попробует поговорить с собой. Мне кажется ради такого, стоит тратить миллионы и снимать фильмы.

P.S.

В заключение, небольшой факт о самом Ремарке и его романе.

После публикации в 1928 г., книга была запрещена в Германии, а позже её публично сжигали. Ремарка обвинили в дискредитации армии и очернении немецкой истории. В это время к власти уже пришли те, кого не нужно называть.