Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"Деньги, деньги! Нужно их до зареза" Что у классиков было в карманах? Часть II

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! В ПЕРВОЙ ЧАСТИ я попытался оправдаться за то, что-де позволил себе шарить любопытным взглядом в чужих портмоне, заодно вспомнил пример самой безумной траты среди литераторов XIX столетия. Нынче же - как и обещал - попытаюсь погрузиться в невесёлый мир безденежья, работы круглые сутки почти без перерывов и отчаянья. "Деньги — это солнце жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна". Как вы полагаете - кто бы это мог изречь? Какой-нибудь финансист? Купец? Министр? Вовсе нет. Это слова критика-демократа Виссариона Белинского, первую половину жизни испытывавшего изрядную нехватку этого самого... "солнца". Да, вот это начало! Как же тут не стать демократом? Студенчество - помимо того, что окончательно определило дальнейший вектор развития Белинского - также дало повод ещё более ценить деньги. Интересно, что критиком Белинский стал, потерпев неудачу на литературном поприще. Его трагедия "Дм

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

В ПЕРВОЙ ЧАСТИ я попытался оправдаться за то, что-де позволил себе шарить любопытным взглядом в чужих портмоне, заодно вспомнил пример самой безумной траты среди литераторов XIX столетия. Нынче же - как и обещал - попытаюсь погрузиться в невесёлый мир безденежья, работы круглые сутки почти без перерывов и отчаянья.

"Деньги — это солнце жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна".

Как вы полагаете - кто бы это мог изречь? Какой-нибудь финансист? Купец? Министр? Вовсе нет. Это слова критика-демократа Виссариона Белинского, первую половину жизни испытывавшего изрядную нехватку этого самого... "солнца".

  • ...Мать моя была охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребёнок, оставался с нянькою, нанятою девкою; чтоб я не беспокоил её своим криком, она меня душила и била. Впрочем, я не был грудным: родился я больным при смерти, груди не брал и не знал её… сосал я рожок, и то, если молоко было прокислое и гнилое — свежего не мог брать… Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно — вечная ему память. Я в семействе был чужой...

Да, вот это начало! Как же тут не стать демократом? Студенчество - помимо того, что окончательно определило дальнейший вектор развития Белинского - также дало повод ещё более ценить деньги.

  • "...Я могу приискать квартиру рублей по пятнадцати в месяц на хозяйском содержании у какого-нибудь дьячка или пономаря, которые в Москве живут не хуже наших попов... ...Я уже вам писал, что я квартиру нанял по 25 ас. в месяц. На первый случай дешевле найти было невозможно. Впрочем, пища очень хорошая..."
  • "...Столики стоят в таком близком один от другого расстоянии, что каждому даже можно читать книгу, лежащую на столе своего соседа, а не только видеть, чем он занимается. Теснота, толкотня, крик, шум, споры; один ходит, другой играет на гитаре, третий на скрипке, четвёртый читает вслух — словом, кто во что горазд! Извольте тут заниматься! Сидя часов пять сряду на лекциях, должно и остальное время вертеться на стуле. Бывало, я и понятия не имел о боли в спине и пояснице, а теперь хожу весь как разломанный… Пища в столовой так мерзка, так гнусна, что невозможно есть. Я удивляюсь, каким образом мы уцелели от холеры, питаясь пакостною падалью, стервятиной и супом с червями. Обращаются с нами как нельзя хуже..."

Интересно, что критиком Белинский стал, потерпев неудачу на литературном поприще. Его трагедия "Дмитрий Калинин" с выпадами против крепостничества, написанная совершенно в духе шиллеровского романтизма (кто бы мог подумать - Белинский и романтизм!), навлекла на голову автора воз неприятностей - вплоть до исключения из Московского университета. Вынужденный заниматься всякой всячиной - вплоть до частных уроков и переводов, Белинский был привлечён университетским профессором Надеждиным к сотрудничеству в его журнал "Телескоп". Сперва дело ограничивалось переводами статей чужих, дебют же будущего киллера от критики состоялся в 1834-м. Да, вот так поздновато... Пушкину осталось менее трёх лет. Полевого подвергают жесточайшей обструкции и закрывают ненавистный Уварову и "дворянской журналистике" успешный "Московский телеграф". А 23-летний молодчик, нахватавшийся идей Гегеля, трансформированных Бакуниным в собственную "религию", громогласно заявляет: "У нас нет литературы, я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов…" Ни больше, ни меньше!

Громкое начало читателю приглянулось. Правда, - ненадолго. Уже в 1836-м "Телескоп" постигла судьба "Телеграфа", и Белинский, всю жизнь гнобивший несчастного Полевого, к тому времени оставшегося совершенно без средств, с огромною семьёй и с долгом в 40 000, сам оказался в положении последнего... То есть без денег вовсе! Общность по несчастию, впрочем, не объединила первого со вторым. Хотя, думается, более открытый и вообще - простоватый Николай Алексеевич был бы рад такому союзнику из демократически настроенной молодёжи.

  • ОТСТУПЛЕНИЕ. Немного отвлекусь, хотя - в общем-то - "по теме". У Герцена, входившего в своё время в один кружок с Белинским, в его "Былом и думах" нашёл такой, кольнувший меня глубоко в сердце, эпизод, касаемый Полевого, с которым Герцен был знаком. Цитирую:

"Полевой был человек необыкновенно ловкого ума, деятельного, легко претворяющего всякую пищу; он родился быть журналистом, летописцем успехов, открытий, политической и ученой борьбы. Я познакомился с ним в конце курса - и бывал иногда у него и у его брата Ксенофонта. Это было время его пущей славы, время, предшествовавшее запрещению "Телеграфа".
Этот-то человек,
живший последним открытием, вчерашним вопросом, новой новостью в теории и в событиях, менявшийся, как хамелеон, при всей живости ума не мог понять сен-симонизма. Для нас сен-симонизм был откровением, для него - безумием, пустой утопией, мешающей гражданскому развитию. Сколько я ни ораторствовал, ни развивал, ни доказывал, Полевой был глух, сердился, становился желчен. Ему была особенно досадна оппозиция, делаемая студентом, он очень дорожил своим влиянием на молодежь и в этом прении видел, что она ускользает от него.
Один раз, оскорбленный нелепостью его возражений, я ему заметил, что он такой же отсталый консерватор, как те, против которых он всю жизнь сражался. Полевой глубоко обиделся моими словами и, качая головой, сказал мне:
- Придет время, и вам, в награду за целую жизнь усилий и трудов, какой-нибудь молодой человек, улыбаясь, скажет: "Ступайте прочь, вы отсталый человек".
Мне было жаль его, мне было стыдно, что я его огорчил, но вместе с тем я понял, что в его грустных словах звучал его приговор. В них слышался уже не сильный боец, а отживший, устарелый гладиатор. Я понял тогда, что вперед он не двинется, а на месте устоять не сумеет с таким деятельным умом и с таким непрочным грунтом".
***********************
Каково сказано? И кем? Неистовым Искандером! Приятно обнаружить у этого грозного (
на максимально, заметим, безопасном расстоянии от "предмета") ниспровергателя престолов что-то человеческое и - по-видимому - действительно правдивое. (Хотя - между нами - непонимание идей сен-симонизма - едва ли самый страшный грех для прогрессивного и передового журналиста!) Полевой оставил после себя 60 тысяч долгу (за закрытый журнал плюс снежный ком накопленного за столичное существование) и завещание похоронить себя в халате и с бородой - горькая насмешка над Белинским, писавшим, что Полевой выходит к читателю в халате и с небритой бородой. Белинский в ответ разражается большою статьей "Николай Алексеевич Полевой", в которой - по сути - хоть и поздно, но отдаёт дань уважения покойному, бывшему таким же разночинцем и демократом, как и сам Виссарион Григорьевич. По доброте и хлопотам перед Императором графа Орлова, вошедшего в обстоятельства его семьи, вдове автора "Дедушки русского флота" и многотомной "Истории русского народа" (гневно раздавленной Пушкиным) был назначен пенсион в 1000 рублей серебром.

Что такое 1000 рублей серебром к 1846 - году смерти Полевого? Вот, к примеру, приехавший в 1829-м в Петербург в поисках "доходного места" Гоголь служить за жалованье в тысячу рублей... не хочет!

Мне предлагают место с 1000 рублей жалованья в год. Но за цену ли, едва могущую выкупить годовой наем квартиры и стола, мне должно продать свое здоровье и драгоценное время? и на совершенные пустяки, на что это похоже? в день иметь свободного времени не более, как два часа, а прочее время не отходить от стола и переписывать старые бредни и глупости господ столоначальников и проч., в которых мне столько пользы, сколько Елисею Васильевичу Надержинскому в сухом дереве, на котором нет ни хорошего листу, ни рясных ветвей...

Мы не знаем, в каком виде - серебром или ассигнациями (а это важно! есть существенная разница! К примеру, после 1840 года рубль серебром тождественен 3.5 рублям ассигнациями) платили бы Гоголю, согласись он на такое предложенье, Вероятнее всего - в ассигнациях. Но исчислить пенсион несчастной вдове Полевого очень даже можно. В сегодняшних рублях эта сумма составила бы 720 тысяч в год, или 60 000 в месяц. При девяти (как записал князь Пётр Андреевич Вяземский) оставшихся без кормильца детях - вероятно, это ближе к "ничто". Но, согласимся, могло бы быть и "ничего" вовсе!

Трогательнейшая "Щепотка бедности" - картина Томаса Бенджамена Кеннингтона
Трогательнейшая "Щепотка бедности" - картина Томаса Бенджамена Кеннингтона

А что же наш любитель денег Белинский? Взаимна ли эта страсть? Увы... кажется - нет.

  • "... У Краевского я писал даже об азбуках, песенниках, гадательных книжках, поздравительных стихах швейцаров клубов (право!), о книгах о клопах… Он меня сделал не только чернорабочим, водовозною лошадью, но и шарлатаном, который судит о том, в чем не смыслит ни малейшего толку... Краевский подлец, Ванька Каин, человек без души, без сердца, вампир, готовый высосать кровь из бедного работника, вогнать его в чахотку и хладнокровно рассчитывать на работу его последних дней, потом, при расчете, обсчитать и гроша медного не накинуть ему на сосновый гроб"

На что же это похоже? Ах, да что же это я? А вот на что!

  • «...Н. Полевой издавал «Сын отечества». Он поместил одно стихотворение. Дал мне работу, я переводил с французского, писал отзывы о театральных пьесах, о книгах. Ничего о них не зная, ходил в Смирдинскую библиотеку-кабинет, бирал кое-какие материалы, и заметки составлялись. Так я писал и сам учился...»

А это молодой Николай Некрасов, приехавший в Петербург подобно гоголевскому капитану Копейкину с пятью "радужными" и, благополучно спустивши их за полгода, оставшийся без средств к существованию. Пригрел его никто иной, как Николай Алексеевич Полевой, дав пусть и грошовую, но работу и даже поселив у себя на квартире, где, полагаю, при девяти детях и ступить-то было некуда... Да, так вот - о пересечении Некрасова и Белинского:

  • "Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы»

Крайне примечательно, что первое упоминание Белинским своего молодого протеже - в письме к Боткину от весны 1843-го, и звучит оно так... несколько авантюрно, словно оба затеяли что-то не вполне пристойное: "замышляю подняться на аферы. Некрасов на это - золотой человек. Думаем смастерить популярную мифологию". Сам же Некрасов вспоминал: "Моя встреча с Белинским была моим спасением". "Вы вот радуетесь, что проголодались, и с аппетитом будете есть вкусный обед, а Некрасов чувствовал боль в желудке от голода, и у него черствого куска хлеба не было, чтобы заглушить эту боль!" - нахваливал (со слов Авдотьи Панаевой) Белинский юное дарование, очевидно чувствуя духовное единение этим с жадным до работы и перспективным автором. Затеяв обновлённый "Современник", Некрасов прекрасно отдавал себе отчёт - до какой степени журналу необходимо знамя, на которым жирно будет начертано "Белинский". Правда, в итоге получившегося комплота критик, поставивший на "Современник" решительно всё, стал в нём всего лишь... сотрудником. "Возмутительно" - высказались адепты Виссариона Григорьевича, всячески меж собою понося зарвавшегося менеджера. До сих пор считается, что талантливый питомец Белинского "кинул его на деньги", вынудив едва ли не нищенствовать Не совсем так. В письме всё тому же В.П.Боткину от 1847 года Некрасов вынужден оправдываться:

  • ... Положение Белинского заставляет меня войти в подробности, касающиеся лично до него, которые Вам, как человеку, принимающему в нем участие, нужно знать. Дело касается того, с чем он поедет за границу и что оставит своему семейству. Когда он решился ехать за границу, я обещал ему от трех до четырех тысяч; но из этих денег он уже забрал у меня две тысячи пятьсот рублей в последние полтора месяца, и — что еще важнее — я знаю, что этих денег у него уже нет; самое большее, что я могу ему еще дать, — это полторы тысячи (300 р. серебром из них я зачту за Герцена, а остальные приложу к долгу Белинского). Итак, вот все то, что он может иметь здесь. Вы сами эти дела знаете и поверите мне, что дать теперь больше у меня нет никакой возможности: на издание журнала нужно нам по меньшей мере 32 т. р. сер., — собрали мы по подписке менее ста тысяч ассигн. и с лишком десятую долю из этого сбора забрал у меня один Белинский. Это значительно запутало наши дела, и я теперь должен прибегать ко всевозможным изворотам и ограничиваньям издержек, чтобы к концу года не пришлось плохо. Положение мое в настоящем случае мучительно: с одной стороны, мне тяжело отказывать Белинскому (и я до сей минуты ни разу ему не отказывал), а с другой — на мне лежит очень большая ответственность, — Вы это знаете...
- А мы, господа, ответим этим жалким писакам, пожалуй, вот как!..
- А мы, господа, ответим этим жалким писакам, пожалуй, вот как!..

Так или иначе, но Некрасов остался навсегда в отечественной Истории как "человек с двойным дном" - зачастую несправедливо. Те качества его, за которые в наши дни он бы прослыл современным "эффективным менеджером", при жизни обратились против него и его репутации. Литераторы, жаловавшиеся друг другу на финансовые притеснения со стороны редактора "Современника", попросту не владели нужным объёмом информации, искренне полагая, что им недоплачивают или они стоят много дороже.

"... А без денег жизнь плохая, не годится никуда..." Эта фраза из знаменитого цыганского "соколовского" романса красной нитью проходит через судьбы великого множества именитых литераторов столетия, и - по-видимому - судьба нам продолжить наш спонтанно родившийся мини-цикл ещё на некоторое количество публикаций.

Напоследок - ещё одна "жалёстная" иллюстрация. Плохо быть бедным, господа!
Напоследок - ещё одна "жалёстная" иллюстрация. Плохо быть бедным, господа!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Главные материалы канала - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании